ENG

Письмо от 21.04.2025 № ШЮ-4-17/4062@

Дата публикации: 23.05.2025

Письмо ФНС России от 21.04.2025 № ШЮ-4-17/4062@ «Выплаты в натуральной форме»

Дата документа: 21.04.2025
Вид документа: Письмо
Принявший орган: ФНС России
Номер: ШЮ-4-17/4062@
КНД:
Тип ситуации:

Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

При проведении проверок соблюдения валютного законодательства в части выплат резидентами нерезидентам заработной платы, минуя счета в уполномоченных банках, налоговыми органами устанавливаются случаи получения нерезидентами дохода в натуральной форме, в том числе связанного с организацией работодателем-резидентом питания, проживания, медицинского обслуживания, оформления патентов для осуществления трудовой деятельности нерезидентов и иных услуг.

По мнению ФНС России, поскольку выплаты в натуральной форме не подпадают под определение валютных операций, установленное пунктом 9 части 1 статьи 1, частью 2 и частью 3 статьи 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», такие выплаты не могут квалифицироваться как незаконные валютные операции и осуществление резидентом таких выплат не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Если выплаты резидентами нерезидентам дохода в натуральной форме входят в систему оплаты труда, то их осуществление должно подтверждаться:

  1. наличием коллективного или трудового договора, предусматривающего выплату дохода в натуральной форме, например, оплату питания для работников-нерезидентов, оформление которого обязательно в силу абзаца второго статьи 131 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не должна превышать установленный статьей 131 ТК РФ допустимый размер 20 процентов от начисленной месячной заработной платы. Вместе с тем получение нерезидентом дохода в натуральной форме с превышением установленной доли не является нарушением валютного законодательства Российской Федерации;
  2. наличием письменных заявлений работников на выплату заработной платы в натуральной форме. При этом необходимо учитывать, что добровольное волеизъявление работника на выплату заработной платы в неденежной форме, подтверждаемое его письменным заявлением, может быть выражено как при конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Отсутствие такого письменного заявления может быть основанием для истребования пояснений работников о факте выплаты заработной платы в натуральной форме;
  3. наличием в Справках о доходах и суммах налога физического лица кодов вида доходов, применяемых при использовании неденежной формы оплаты труда (2510, 2520 и 2530)[1].

Если указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, то вышеперечисленные требования законодательства к документальному оформлению таких выплат не применяются.

В таком случае факт получения работниками – нерезидентами дохода в натуральной форме может подтверждаться:

  1. удержанием работодателем с таких доходов налога на доходы физических лиц, а также отражением таких доходов в Справках о доходах и суммах налога физического лица через код 4800 – иные доходы, который, например, можно отнести на доходы, связанные с оплатой питания работников – нерезидентов работодателем – резидентом;
  2. наличием договора работодателя – резидента со сторонней организацией, например, на организацию питания работников – нерезидентов;
  3. иными документами, подтверждающими передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в пользу работников – нерезидентов (актами выполненных работ, счетами на оплату, платежными поручениями) и т.д.

Отсутствие какого-либо из вышеуказанных доказательств само по себе не свидетельствует об осуществлении денежных выплат работодателем – резидентом в пользу работников – нерезидентов, минуя счета в уполномоченных банках, в наличной форме. Достаточность указанных доказательств для подтверждения факта выплат в натуральной форме и наличие оснований для привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства в связи с совершением валютных операций, минуя счета в уполномоченных банках, в рамках производства по делу об административном правонарушении определяются должностным лицом налогового органа по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.





Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
В.Г. Колесников

[1] Утверждены Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов»


Комментарии: