ENG

О преимуществах урегулировании налоговых споров в досудебном порядке

Дата публикации: 19.07.2013 13:16 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В соответствии с частью 1 статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Каждому налогоплательщику гарантируется защита его прав и законных интересов.

Досудебный порядок защиты заключается в обжаловании ненормативных правовых актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Важно помнить, что обжалованы, могут быть только те акты налоговых органов, действия или бездействия должностных лиц, которые нарушают права налогоплательщика.

Необходимо знать, что досудебный способ защиты может быть как апелляционный, так и обычный:

1. Апелляционный порядок применяется в отношении актов, не вступивших в законную силу.

2. Обычный порядок применяется в отношении актов, вступивших в законную силу.

В зависимости от того, какой порядок применяется, различаются сроки подачи жалобы и ее рассмотрения вышестоящим должностным лицом.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено Кодексом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен, соответственно, вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Налоговый орган может не рассмотреть вашу жалобу по следующим причинам:

1. Пропущен срок подачи жалобы.

2. Не указан предмет (на что жалуется заявитель) обжалования и обоснования заявляемых требований.

3. Жалоба подается лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика.

4. Имеется вступившее в законную силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Необходимо знать, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Достоинствами досудебного способа защиты являются:

- Быстрый способ рассмотрения налогового спора;

- Менее финансово-затратный способ защиты прав;

- Решение по жалобам имеет короткий срок исполнения;

- Процесс порядка оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством;

- При досудебном обжаловании отсутствуют репутационные риски.

Более подробно с информацией по указанной теме можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу www.r89.nalog.ru в разделе УФНС  России \Урегулирование налоговых споров в досудебном порядке.