Дата публикации: 14.02.2022 12:07
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Работа с обращениями граждан является одной из государственных функций налоговых органов, закрепленной п.п. 5.16 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 и регламентируется Законом 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Индивидуальными инструкциями по делопроизводству и другими ведомственными документами.
Обращения граждан в налоговые органы ФНС России поступают, как на бумажных носителях (лично), так и через Интернет-сервисы «Обратиться в ФНС России», «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017
№ 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» налоговые органы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ.
В УФНС России по г. Севастополю (далее – Управление) в 2021 году поступило на рассмотрение 7469 обращений граждан, в том числе 6511 интернет – обращений или 87,1% от общего количества зарегистрированных.
Следует отметить уменьшение количества обращений, поступивших в Управление в 2021 году по сравнению с 2020 годом (на 2081 обращение меньше). Причиной уменьшения количества обращений явилось рассмотрение обращений граждан, поступивших из личных кабинетов физических лиц в ППО СООН. За 2021 год в ППО СООН рассмотрено 5436 обращений.
Территориальный орган | Общее количество обращений (2021 год) | В том числе Интернет - обращения | В том числе Интернет – обращения (%) | Общее количество обращений (2020 год) | Изменения (+, -) |
УФНС России по г. Севастополю | 7469 | 6511 | 87,1% | 9550 | -2081 |
Анализ поступивших обращений показал рост количества Интернет – обращений за последние 5 лет. 2145 или 71% заявлений граждан поступило через электронные сервисы в 2016 году, 3773 обращения или 75,9% поступило в 2017 году, 5877 обращений или 84,2% поступило в 2018 году, 6248 или 83,1% поступило в 2019 году, 8491 или 88,9% поступило в 2020 году.
В соответствии с тематикой и резолюцией руководства Управления основная часть обращений (67,3%) находилась на рассмотрении в следующих отделах Управления:
Наименование отдела | Кол-во | % |
Отдел камерального контроля НДФЛ и СВ | 3009 | 40% |
Отдел урегулирования состояния расчетов с бюджетом | 1317 | 17,6% |
Отдел камерального контроля специальных налоговых режимов | 706 | 9,4% |
Всего в указанных подразделениях | 5032 | 67,3% |
Всего за квартал | 7469 |
В Управление 7006 (или 93,8%) из 7469 обращений поступили непосредственно от физических лиц, остальные 463 перенаправлены: из ФНС России - 84, других территориальных налоговых органов - 140, других государственных органов власти – 227, 8 обращений поступило на телефон доверия Управления, 4 обращения поступило через сайт «Госуслуги».
Следует отметить, что существенный удельный вес обращений граждан в 2021 году составляли обращения, связанные с налогом на доходы физических лиц (2081 или 27,8% от общего количества зарегистрированных в БД «Канцелярия ЗГ»). Обращения касались полученного дохода и уплаты налога, а также сроков проверки деклараций 3-НДФЛ.
На втором и третьем месте, по количеству обращений граждан, находятся вопросы, касающиеся организации работы с налогоплательщиками и задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (1497 и 697 обращений соответственно).
Обращения по вопросу организации работы с налогоплательщиками (1497 или 20%) касались уточнения информации по объекту налогообложения, отображенном в Личном кабинете налогоплательщика. Заявителям направлялись разъяснения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, принимались меры по актуализации, обеспечению достоверности и корректности сведений, выдавались копии налоговой отчетности, справки и др.
Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы, затрагивающие основания возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов
(697 обращений или 9,3 % от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам и страховым взносам.
Существенный удельный вес обращений граждан в 2021 году составляли вопросы администрирования имущественных налогов 490 (6,5%). По вопросу исчисления и уплаты транспортного налога поступило 255 обращений, уплаты налога на имущество – 175 обращений, земельного налога – 60 обращений. В своих обращениях заявители нередко высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога, указанной в полученном уведомлении или требовании на уплату налогов. Кроме того, высокую обеспокоенность граждан вызвало несвоевременное отражение информации об уплаченном имущественном налоге в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Актуальным для граждан остается предоставление сведений по вопросам нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами в части уклонения от уплаты налогов в бюджет Российской Федерации. В отчетном периоде поступило 634 обращения (8,5%). Граждане в своих обращениях информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, сообщали в Управление о фактах сдачи недвижимого имущества в аренду с целью проведения мероприятий по привлечению арендодателей к уплате налогов.
Увеличение количества обращений по налогообложению малого бизнеса (548 обращений) связано с переходом налогоплательщиков ЕНВД на иные режимы налогообложения.
Интересуют граждан вопросы, связанные с учетом налогоплательщиков, получением или отказом от получения ИНН – 265, налоговыми преференциями и льготами физических лиц – 181, актуализацией сведений об объектах налогообложения - 156 и другие.
Обращения, поступившие в отчетном периоде, находились на рассмотрении в 23 отделах Управления.
С учетом обращений прошлого периода, всего на рассмотрении в Управлении в 2021 году находилось 7624 обращения, из них: 7304 рассмотрены (даны ответы заявителям), 186 направлены для рассмотрения в другие ведомства или НО, 134 обращения остались для рассмотрения в январе 2022 года.
Нарушений сроков исполнения обращений граждан в 2021 году не установлено.
С целью устранения причин и условий, способствующих повышенной активности авторов обращений, сотрудниками Управления проводятся следующие мероприятия:
- оказание услуг по бесплатному информированию налогоплательщиков с использованием Единого Контакт-центра ФНС России;
- проведение онлайн-вебинаров по разъяснению действующего законодательства с учетом изменений для субъектов малого и среднего бизнеса, а также индивидуальное информирование налогоплательщиков;
- размещение информационных материалов в региональном разделе сайта ФНС России, на Независимом телевидении Севастополя, на проводном радио "Говорит Севастополь», обновление информации на тематических стендах.
С целью обеспечения права граждан на личный прием руководителем Управления, его заместителями в 2021 году было проведено 67 личных приемов граждан, на которых даны компетентные разъяснения по заданным вопросам.
Обращения рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями) с учетом положительного мнения заявителей о результатах предоставленных разъяснений.
2 июня 2021 года и 1 декабря 2021 года руководитель Управления провел личные приемы граждан в Приемной Президента Российской Федерации по адресу: г. Севастополь, пл. Нахимова, 1. В ходе приемов 7 обратившимся гражданам даны разъяснения по всем интересующим вопросам, входящим в компетенцию налоговых органов.
Справка входящей корреспонденции по тематике обращений граждан по итогам 2021 года
doc (89,6 кб)