ENG

О подходах ФНС России к определению фактического права на доход рассказал Сергей Аракелов

Дата публикации: 06.06.2017 09:30 (архив)

О выработанных Федеральной налоговой службой подходах к выявлению и доказыванию обстоятельств неправомерного применения норм международных налоговых соглашений рассказал заместитель руководителя ФНС России

Сергей Аракелов в статье «Развитие концепции фактического права на доход: подходы ФНС России с учетом сформировавшейся судебной практики», опубликованной в майском номере журнала «Закон».

Основной целью международных налоговых соглашений, отмечает Сергей Аракелов, является исключение двойного налогообложения. Однако неправомерное использование соглашений об избежании двойного налогообложения при трансграничных выплатах зачастую приводит к необоснованному применению пониженных налоговых ставок, предусмотренных международными соглашениями, или полному отсутствию налогообложения. Одной из мер противодействия налоговым злоупотреблениям в сфере международного налогового права является применение концепции фактического права на доход (или бенефициарной собственности на доход).

Концепция бенефициарной собственности на доход реализуется в положениях международных соглашений, допускающих освобождение от налога или применение пониженной налоговой ставки только в отношении фактического собственника дохода, т.е. лица, имеющего независимое право распоряжаться доходом и определять его дальнейшую экономическую судьбу.

Таким образом, эти положения фактически носят характер антиуклонительных норм и нацелены на добросовестное применение международных договоров, когда соглашения об избежании двойного налогообложения применяются только к резидентам договаривающихся стран, а не к резидентам третьих стран, которые, злоупотребляют содержащимися в соглашениях правами.

На данный момент Федеральной налоговой службой в рамках общемировых тенденций выработаны определенные подходы, которых придерживаются налоговые органы при определении лица, имеющего фактическое право на доход. Из анализа российской судебной практики применения концепции конечного бенифициара и определения права на применение норм соглашения об избежании двойного налогообложения можно сделать общий вывод, что льготы должны предоставляться лишь компаниям, имеющим экономическое присутствие в стране резидентства, обладающим широкими полномочиями по распоряжению доходом и использующим доход в предпринимательской деятельности иностранной компании.

В статье Сергей Аракелов приводит конкретные примеры судебных решений последних лет. Содержащиеся в них правовые позиции достаточно четко показывают объем необходимых доказательств и возможные риски компаний при определенной структуре бизнеса.

Подробно со статьей С.А.Аракелова можно ознакомиться в журнале «Закон», № 5, 2017.