ENG

Письмо от 19.07.2021 № БС-4-11/10114@

Дата публикации: 27.07.2021

По вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере физическим лицом, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и осуществляющим предпринимательскую деятельность или иную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации, не являющуюся предпринимательской, а также одновременно являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства

Дата письма: 19.07.2021
Номер: БС-4-11/10114@
Вид налога (тематика): Страховые взносы
Статьи Налогового кодекса:
Статья 430

Вопрос: По вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере физическим лицом, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и осуществляющим предпринимательскую деятельность или иную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации, не являющуюся предпринимательской, а также одновременно являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства

Ответ:

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями от управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере физическим лицом, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и осуществляющим предпринимательскую деятельность или иную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации, не являющуюся предпринимательской, а также одновременно являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – главы КФХ), сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов являются лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели), в частности, индивидуальные предприниматели.

Для целей применения Налогового кодекса на основании пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса главы КФХ относятся к индивидуальным предпринимателям.

Указанные плательщики страховых взносов уплачивают страховые взносы в порядке, установленном статьей 430 Налогового кодекса.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса для индивидуальных предпринимателей установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из их дохода (при величине дохода до 300 000 руб. за расчетный период страховые взносы уплачиваются в фиксированном размере, свыше 300 000 руб. - в фиксированном размере плюс 1,0 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.). Страховые взносы на обязательное медицинское страхование индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают только в фиксированном размере независимо от величины их дохода.

Исходя из положений пункта 2 статьи 430 Налогового кодекса, главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена КФХ только в фиксированных размерах.

Положениями Налогового кодекса не предусмотрен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для глав КФХ в зависимости от полученного объема дохода, то есть главы КФХ не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

В случае, если физическое лицо относится к одной категории, поименованной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса (не работодатели), осуществляет не только предпринимательскую или иную профессиональную деятельность, а также является главой КФХ, то такой плательщик как глава КФХ на основании пункта 3 статьи 432 Налогового кодекса представляет до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам с исчисленными сумами страховых взносов, подлежащих уплате во внебюджетные государственный фонды и уплачивает страховые взносы в порядке, установленном для данной категории статьей 430 Кодекса.

Таким образом, за расчетный период такой плательщик как единый субъект правоотношений:

  • однократно уплачивает за себя фиксированные платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных пунктом 1 статьи 430 Кодекса (в частности, за расчетный период 2021 года в размере 32 448 руб. и 8 426 руб. соответственно), независимо от количества видов осуществляемой деятельности (предпринимательской деятельности и деятельности в качестве главы КФХ);
  • доплачивает как индивидуальный предприниматель либо физическое лицо, осуществляющее иную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации, не являющуюся предпринимательской, на свое пенсионное страхование 1,0 % с суммы дохода только от предпринимательской или иной профессиональной деятельности, превышающей 300 000 руб. за расчетный период (но до определенной предельной величины, определяемой как восьмикратный фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленный абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса);
  • за каждого члена КФХ, главой которых является, уплачивает фиксированные платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса (в размере 32 448 руб. и 8 426 руб. соответственно за расчетный период 2021 года).

Кроме того, в случае если упомянутое физическое лицо является еще членом другого КФХ, то уплату за него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах производит другое физическое лицо - глава этого КФХ и включает подлежащие уплате суммы в расчет по страховым взносам, который этот глава КФХ представляет в налоговый орган.

Указанная позиция согласована с Минфином России.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

 

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук

Сообщите о несоблюдении налоговым органом данной рекомендации