Дата публикации: 12.07.2022 06:20
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Шаг 1. Получить доступ к Личному кабинету
Зайти в Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц на сайте ФНС России можно двумя способами:
Когда вы войдёте в Личный кабинет, нужно будет пройти на вкладку с заполнением декларации 3-НДФЛ («Жизненные ситуации» - «Подать декларацию 3-НДФЛ» - «Заполнить онлайн»). Затем понадобится получить электронную подпись. Для этого необходимо перейти во вкладку Профиль - Получить ЭП.
Шаг 2. Заполнить данные
Когда ваша электронная подпись будет готова, откроется меню для заполнения декларации онлайн.
- Налоговый орган, который привязан к вашей прописке, «подтянется» автоматически.
- Выберите год, за который хотите подать декларацию.
Прим. Вернуть налоги можно за три последних года: 2019, 2020 и 2021. Для каждого года понадобится отдельная декларация. - Если вы подаёте декларацию за выбранный год впервые, выберите «Да».
- Если в течение этого года вы находились в России больше 183 дней, то вы - налоговый резидент РФ. Выберите «Да».
Шаг 3. Указать доходы
В этом пункте нужно указать все доходы. В Личном кабинете доходы подгружаются автоматически.
Если доходы не подгрузились, необходимо будет ввести их вручную.
Прим. Обязательно надо будет добавить скан-образ справки 2-НДФЛ с печатью..
Шаг 4. Выбрать вычеты
В этом пункте нужно выбрать вычет на которую Вы претендуете:
- Имущественный вычет.
- Стандартный вычет.
- Социальные вычеты.
- Инвестиционный вычет.
Шаг 5. Заполнить раздел "Вычеты" и приложить необходимые документы
Сведения об имуществе будут «подгружены» автоматически.
Если нет - данные нужно заполнить самостоятельно: выбрать наименование, владельцев объекта, ввести кадастровый номер и указать способ приобретения (договор купли-продажи с датой регистрации права собственности или долевое участие в строительстве с датой акта передачи). В нашем примере это будет квартира, купленная на «вторичном» рынке.
Далее следует указать стоимость жилья. Если вы частично оплачивали покупку материнским капиталом или из средств бюджетов бюджетной системы РФ, в декларации следует указать стоимость за вычетом бюджетных средств.
Если вы покупали жильё с помощью ипотечного кредита, то в соседнем окошке указывается сумма фактически уплаченных процентов.
Далее указываете обращались ли Вы за ИНВ?
- если «Да», то заполняете сумму, предоставленную за предыдущие периоды;
Также, стоит учитывать ИНВ, предоставленный у работодателя за отчетный период;
В поле «Итоговые суммы расходов» укажите, обращались ли вы ранее в налоговую инспекцию за имущественным налоговым вычетом. Вычет на стоимость жилья даётся налогоплательщику раз в жизни, но его можно переносить на другие объекты, если не использовали полностью (такое может быть, если жильё стоит меньше 2 000 000 рублей). Право на вычет по уплаченным процентам по ипотеке также даётся один раз в жизни и по одному объекту, остаток (от 3000000 рублей) уже не переносится на другие объекты.
Далее программа автоматически определит сумму, которую вам вернётся из бюджета. Выплата в виде вычета не может быть больше, чем сумма налогов, которую вы заплатили в бюджет в течение года, за который подаёте декларацию. Если в налоговом периоде имущественные налоговые вычеты не могут быть использованы полностью, их остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного их использования. Чтобы вернуть остатки, нужно будет подать новую декларацию в следующем году.
Далее нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право и расходы на приобретение и строительство жилья. Это могут быть сканы или фотографии документов:
договор о приобретении объекта недвижимости; передаточный акт; документы, подтверждающие право собственности; документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы.
Когда вы прикрепите все документы, введите пароль от сертификата электронной
подписи, который вы получали для полного доступа в «Личный кабинет» ФНС, и нажмите «Подтвердить и отправить».
Родители (усыновителей, опекунов и попечителей), которые хотят получить вычет на своих детей, ставят галочку в пункте «Стандартный вычет на детей».
Далее нужно ввести сведения о своих доходах по месяцам. Если вы работаете официально, то эту информацию можно взять из справки 2-НДФЛ -там как раз указаны порядковый номер месяца, коды и суммы доходов.
Затем нужно указать дату рождения ребёнка и выставить подтверждающие галочки, где необходимо. Если детей несколько, то на каждого нужно заполнить отдельное окошко (нажмите кнопку с плюсом «Добавить сведения о ребёнке»).
Если ваш работодатель предоставлял вам стандартный налоговый вычет, но не в полном объёме, и в декларации вы хотите вернуть оставшуюся часть, -укажите в последнем окошке, какую сумму вычета вам уже предоставили. Это можно узнать в справке 2-НДФЛ (Пункт 4 «Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты», коды вычетов: 126-148).
После того как вы нажмёте кнопку «Далее», программа автоматически рассчитает вам сумму вычета к возврату.
Стандартный налоговый вычет рассчитывается:
- На первого и второго ребёнка. Сумма вычета -1400 рублей.
- На третьего и последующих детей. Сумма вычета -3 ООО рублей на ребёнка.
- На ребёнка-инвалида. Сумма вычета -12 ООО рублей на ребёнка для родителей и усыновителей, 6 ООО рублей -для опекунов и попечителей.
Вычет предоставляется каждый месяц, пока доход налогоплательщика с начала года (без вычета 13% НДФЛ) не превышает 350 000 рублей. С месяца, когда доход сотрудника превысил сумму 350 000 рублей, вычет отменяется.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право на вычет. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Необходимые документы для получения стандартного вычета:
- Свидетельство о рождении ребенка;
- справка из образовательного учреждения о том, что ребёнок обучается на дневном отделении (если ребёнок -студент);
- справка об инвалидности ребёнка (если ребёнок -инвалид);
- для получения двойного вычета единственным родителем: копия странички паспорта с отсутствием штампа о браке; свидетельство о смерти второго родителя или выписка из решения суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим (если они есть).
Когда вы прикрепите все документы, введите пароль от сертификата электронной
подписи, который вы получали для полного доступа в «Личный кабинет» ФНС, и нажмите «Подтвердить и отправить».
Обучение, лечение, благотворительность
В окошках нужно вписать суммы, которые вы потратили на каждый из «социальных» расходов в течение года, за который подаёте декларацию -в нашем случае за 2021 год. Считайте только те расходы, которые сможете подтвердить документами: чеками, квитанциями, платёжками из банков.
Помните, что общая сумма социального вычета не может превышать 120 000 рублей в год.
Если вы потратили больше, выберите для вычета часть расходов -чтобы не тратить время на подтверждающие документы.
Исключение составляют расходы на обучение детей (вычет дают на сумму не больше 50000 рублей, эти траты не входят в общий «социальный» лимит) и на дорогостоящее лечение из списка постановления правительства (вычет на эти траты ограничен только размером налогов, которые вы уплатили за год, и он также не входит в общий «социальный» лимит).
Страхование
Расходы на взносы, если вы заключили договор негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), договор добровольного пенсионного страхования со страховой организацией или договор добровольного страхования жизни на срок не менее пяти лет.
В декларацию нужно внести сведения о страховой организации или пенсионном фонде - их можно посмотреть в договоре.
Если часть социальных вычетов предоставлял ваш работодатель, то в последнее окошко впишите эту сумму. Её можно посмотреть в справке 2-НДФЛ.
После того как вы нажмёте кнопку «Далее», программа автоматически рассчитает вам сумму вычета к возврату.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право на вычет и траты. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Какие документы нужны для разных социальных вычетов:
На образование
- договор с образовательным учреждением на оказание образовательных услуг с приложениями и дополнительными соглашениями к нему;
- лицензия образовательной организации (если в договоре отсутствуют её реквизиты);
- платёжные документы, которые подтверждают ваши расходы на обучение (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения из банка и т. д.);
- справку с места учебы по очной форме обучения;
- если оплачиваете обучение ребёнка, брата или сестры, нужны также: справка, подтверждающая очную форму обучения в соответствующем году (если этого пункта нет в договоре с образовательным учреждением); свидетельство о рождении ребёнка; документы, подтверждающие родство с братом или сестрой.
На оплату по лечению
- договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг;
- справка об оплате медицинских услуг -с кодом 01, если лечение входит в перечень по недорогостоящему лечению, и с кодом 02, если дорогостоящим (это важно), выданная медицинским учреждением, оказавшим услугу;
- лицензия медицинской организации, если в договоре или справке нет её реквизитов.
На оплату лекарственных препаратов
- рецептурный бланк по форме №107-1/у;
- платёжные документы, которые подтверждают ваши расходы на покупку медикаментов (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения из банка и т. д.).
На страховые взносы по ДМС
- договор ДМС или страховой медицинский полис добровольного страхования;
- копия лицензии страховой компании, если в договоре нет её реквизитов;
- платёжные документы, которые подтверждают ваши расходы на уплату страховых взносов (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т. д.).
На страхование жизни
- договор (или страховой полис) с негосударственным фондом или страховой компанией сроком не менее 5 лет;
- платёжные документы, которые подтверждают ваши траты (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т. д.);
- если вы оплачивали не за себя: документ, подтверждающий родство (например, свидетельство о рождении или о браке).
На благотворительность
- платёжные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, платёжные поручения, банковские выписки и т. д.);
- договоры или соглашения на пожертвование, оказание благотворительной помощи и т. д.
Сумма расходов на благотворительность не может превысить 25% от суммы доходов, полученных за отчетный год.
Во вкладке инвестиционный вычет нужно вписать сумму, которую вы внесли на ИИС в том году, за который сейчас получаете вычет.
Вернуть налоги можно максимум с 400 ООО рублей.
После того как вы нажмёте кнопку «Далее», программа автоматически рассчитает вам сумму вычета к возврату.
Какие документы потребуются для инвестиционного вычета:
- договор на ведение ИИС или брокерское обслуживание;
- документы, которые подтверждают зачисление средств на ИИС (платёжное поручение из банка, приходно-кассовый ордер или выписка от брокера на зачисление взноса).
Когда вы прикрепите все документы, введите пароль от сертификата электронной
подписи, который вы получали для полного доступа в «Личный кабинет» ФНС, и нажмите
«Подтвердить и отправить».
Также, вернуть из бюджета НДФЛ можно:
- в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 настоящего Кодекса и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет;
- в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.