ENG

Основные ошибки, которые допускают заявители при представлении документов на государственную регистрацию юридических лиц

Дата публикации: 12.04.2023 11:07

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия публикует обзор ошибок, которые допускают заявители при представлении документов на государственную регистрацию юридических лиц.

1. При смене лица, имеющего право действовать без доверенности,

– вместо 2-х листов на прекращение полномочий и возложение полномочий на иное лицо заполняется 1 лист; заявителем выступает лицо, полномочия которого прекращены, либо иное неуполномоченное лицо;

– заявитель надлежащий (новый руководитель), но при этом ставится ЭЦП прежнего руководителя.

При прекращении полномочий и возложении полномочий на иное лицо необходимо заполнить 2 отдельных листа И:

– со значением 2 на лицо, полномочия которого прекращаются,

– со значением 1 на нового руководителя.

2. Не указывается офис, помещение в административных, многоэтажных и иных зданиях большой площади.

3. Указывается дом, сведения о котором отсутствуют в Государственном адресном реестре. Присвоение объекту адресации адреса осуществляется органами местного самоуправления путем внесения сведений в Государственный адресный реестр согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Органы Росреестра при совершении регистрационных действий руководствуются положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», проверяя лишь наличие у сторон сделки прав на недвижимое имущество (регистрируют право), и вносят сведения в Единый государственный реестр недвижимости. То есть при наличии права собственности на объект недвижимости адрес этого объекта в ГАР может отсутствовать. Для присвоения адреса необходимо обращаться в органы МСУ.

4. Отказ по подпункту «Ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) – если ФЛ выступало учредителем, руководителем юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ как недействующего с задолженностью, признанной безнадежной, либо в связи с записью о недостоверности. Срок действия ограничений - 3 года. Информацию о наличии ограничения можно проверить через сервис «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС России .

5. Отказ по подпункту «М» п. 1. ст. 23 Закона № 129-ФЗ – наличие судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий. При наличии долгов, завершении судебного спора необходимо проконтролировать снятие судебными приставами запретов на регистрацию.

6. В решении о переименовании, заявлении и уставе наименования юридического лица не совпадают, учредителем утверждаются изменения в устав, при этом представляется устав в новой редакции, вместо решения учредителя представляются иные документы (такие ошибки допускают, как правило, муниципальные учреждения).

7. Не заполняются ИНН руководителей, заявителей, указываются их недействительные (старые) паспортные данные.

8. Не соблюдается 2-х этапный порядок изменения места нахождения ЮЛ. В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (населенного пункта), в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление по форме Р13014 и решение об изменении места нахождения (1 этап). Документы для государственной регистрации изменения адреса и места нахождения ЮЛ не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что ЮЛ принято решение об изменении адреса и места нахождения ЮЛ (2 этап).

Исключение – если адрес и место нахождения ЮЛ меняется на домашний адрес руководителя и/или участника ООО с долей в уставном капитале не менее 50%, то представляются документы как изменения в устав в регистрирующий орган по новому месту нахождения в один этап.

9. Наименования файлов:

– не соответствуют отсканированным документам (изменения в устав не должны называться «решение», «иной документ» и т.п.);

– не соответствуют перечню документов, необходимых для государственной регистрации.

При внесении изменений в устав перечень представляемых документов установлен пунктом 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, то есть в этом случае не может быть представлен только один файл «Заявление».

10. При внесении изменений в учредительные документы в заявлении вместо 1 (изменения в устав) проставляется цифра 2 (изменения в сведения) и наоборот – при внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ (не связано с внесением в устав) в заявлении вместо 2 (изменения в сведения) проставляется цифра 1 (изменения в устав).

11. Заполняются лишние листы (например, наименование не меняется, но при этом лист А «Наименование юридического лица» заполняется, аналогично – по адресу). Для идентификации юридического лица для регистрирующего органа достаточно указания в заявлении ОГРН и ИНН, дублировать иные реквизиты в заявлении не требуется. Заполнять нужно только то, что меняется.

12. При увеличении уставного капитала ООО не заполняются листы на участников, сведения о которых в ЕГРЮЛ имеются (при увеличении уставного капитала ООО меняется размер доли всех участников), не представляется доказательство оплаты увеличения уставного капитала.

13. При реорганизации (ликвидации) нет публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурсе). Необходима публикация и в Вестнике государственной регистрации и в Федресурсе.

14. При завершении процедуры ликвидации в ликвидационном балансе задолженность отсутствует, при этом задолженность в бюджеты и бюджетную систему РФ имеется, а также имеются актуальные исполнительные производства ССП в связи с непогашенной задолженность в пользу иных лиц.

15. Ликвидационный баланс не подписан ликвидатором, не утвержден учредителями/участниками.

16. Для ООО решение не подтверждено путем нотариального удостоверения. Согласно ст. 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) принятие общим собранием участников ООО решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной (альтернативный) способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019 (Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, письмо Федеральной нотариальной палаты от 15.01.2020 № 121/03-16-3) установлено, что если в соответствии со статьей 67.1 ГК уставом ООО не предусмотрен иной способ подтверждения решения общего собрания участников общества, и участники общества хотят избрать альтернативный способ подтверждения, то принятие такого решения, в том, числе единственным участником ООО, требует нотариального удостоверения.

Если, например, решение нотариально удостоверяется, но изменения в устав не вносятся, и в уставе способ подтверждения не определен, рекомендуется на будущее в этом решении отражать способ подтверждения решения.

В связи с этим, для ООО рекомендуется использовать типовые уставы, которые содержат способ подтверждения решений, не требуют внесения изменений в устав при переименовании, изменении места нахождения (населенного пункта), размера уставного капитала. Выбрать подходящий типовой устав можно через сервис ФНС России «Выбор типового устава».

Для заполнения заявления и представления документов на государственную регистрацию ЮЛ и ИП рекомендуется использовать сервис "Государственная онлайн-регистрация бизнеса" на сайте ФНС России nalog.gov.ru, с помощью которого легко выбрать нужный бланк заявления, заполнить его, проверить корректность информации, исправить ошибки, распечатать заявление, при наличии усиленной электронной подписи заявителя направить документы в электронном виде (без формирования на бумажном носителе).

Телефон call-центра ФНС России: 8-800-222222.