ENG

О нововведениях в Налоговом кодексе Российской Федерации, касающихся процедуры досудебного урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 20.07.2016 05:49 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Со 02.06.2015 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), согласно которому внесены изменения, в том числе в порядок досудебного урегулирования налоговых споров.

Так, пунктом 5 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) введено основание для приостановления исполнения вступившего в силу решения налогового органа, вынесенного в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, в случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Таким основанием является заявление лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Пунктом 1.1 статьи 139 Кодекса для налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, при получении жалобы введена обязанность принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, и сообщить о принятых мерах в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения.

Статьей 139.2 Кодекса предусмотрена возможность направления жалобы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а для физических лиц также через личный кабинет налогоплательщика.

В статью 139.3 Кодекса введены дополнительные основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения в том числе, если до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 Кодекса.

В статье 140 Кодекса определены случаи рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы), документов, подтверждающих доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, представленных в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалов, представленных нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Указанные изменения направлены на оптимизацию временных затрат при рассмотрении возникших налоговых споров, упрощение порядка подачи жалоб с учетом развития электронных сервисов ФНС России и максимальное соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков.

До настоящего времени мы активно информировали налогоплательщиков о том, каким образом можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Учитывая, что со 02.06.2016 жалоба может быть подана и в электронной форме в целях экономии времени, в частности, когда оно ограничено сроками на обжалование в апелляционном порядке, предлагаем активно использовать возможности «Личного кабинета налогоплательщика» путем регистрации на сайте ФНС России www.nalog.ru.