23 июля 2013 года вступил в силу Федеральный закон №248-ФЗ. Этот закон вносит ряд изменений в Налоговый кодекс РФ, направленных на совершенствование налогового администрирования.
Ниже приведен ряд указаний по данным изменением с кратким пояснением их сущности.
-
1. Увеличен срок для представления возражений на акт проверки.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ) налогоплательщик вправе представить письменные возражения на акт проверки в течение 15 рабочих дней со дня его получения. Рассматриваемым Законом данный срок продлен до одного месяца.
Следует отметить, что ч. 7 ст. 6 Закона установлены переходные положения. Они заключаются в том, что если течение срока, предусмотренного п. 6 ст. 100 НК РФ в редакции комментируемого Закона (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона (ч. 1 ст. 6 Закона), то этот срок исчисляется по новым правилам.
-
2. Увеличен срок для представления возражений на акт о выявлении налоговых правонарушений
В соответствии с п. 2 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях (за исключением ст. 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ. Напомним, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной проверки, рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при выявлении правонарушений составляется акт. В нем, в частности, указываются факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства (п. 2 ст. 101.4 НК РФ). Если налогоплательщик не согласен с данными фактами, он вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения акта представить в инспекцию письменные возражения (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
Рассматриваемым Законом срок на представление возражений увеличен. После вступления в силу поправок он будет составлять один месяц.
Следует отметить, что ч. 7 ст. 6 Закона установлены переходные положения. Они заключаются в том, что если течение срока, предусмотренного п. 5 ст. 101.4 НК РФ в редакции комментируемого Закона (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона (ч. 1 ст. 6 Закона), то этот срок исчисляется по новым правилам.
-
3. Установлен срок для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ) налогоплательщик вправе до вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) знакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Комментируемым Законом установлен срок для ознакомления с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. После вступления в силу новой редакции абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ налоговый орган будет обязан не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки ознакомить налогоплательщика с указанными материалами, если им будет подано соответствующее заявление.
-
4. Об участии в российских хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью сообщать не нужно.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ организации и предприниматели обязаны сообщать в инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях. Теперь в данном правиле будет исключение. Налогоплательщикам не нужно будет сообщать об участии в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью. Напомним, что хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества и товарищества на вере (ч. 2 ст. 66 ГК РФ).
Кроме того, не нужно будет информировать о реорганизации и ликвидации организации (утратит силу подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ). Эти поправки устраняют излишние обязанности налогоплательщиков, поскольку соответствующая информация поступает в налоговые органы при регистрации изменений в ЕГРЮЛ.
-
5. Установлен порядок направления налогоплательщику документов, используемых инспекцией при реализации своих полномочий.
Теперь в Налоговом кодексе РФ будет установлен общий порядок направления налогоплательщику документов, которые налоговый орган использует при осуществлении своих полномочий (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ). Этот порядок не будет затрагивать прямо предусмотренные отдельными статьями Налогового кодекса РФ правила передачи документов, например, правила вручения решения о привлечении к ответственности (п. 9 ст. 101 НК РФ), справки о выездной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий, будут передаваться налогоплательщику или его представителю одним из следующих способов:
- под расписку;
- по почте заказным письмом (документ считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки письма);
- по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Ни один из данных способов не является приоритетным.
Если адресат в соответствии с Налоговым кодексом РФ обязан представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, то документы будут передаваться ему исключительно по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
-
6. Уточнены правила направления налогоплательщику требования о представлении документов.
Налоговый орган вправе при проведении проверки истребовать у налогоплательщика необходимые для контроля документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Вопрос о способе вручения требования о представлении документов имеет большое значение. Согласно действующим правилам налоговый орган сначала должен вручить требование налогоплательщику (руководителю организации, уполномоченному представителю) лично под расписку или отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если таким образом требование передать невозможно, то его следует направить по почте заказным письмом.
Рассматриваемым Законом в п. 1 ст. 93 НК РФ внесены изменения. После вступления в силу поправок требование о представлении документов необходимо будет вручать лично под расписку, только если должностное лицо налогового органа, проводящего проверку, находится на территории налогоплательщика. При невозможности вручить требование таким образом, оно направляется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 31 НК РФ.
-
7. Выявленная в результате проверки излишне возмещенная сумма налога признается недоимкой
.
При проведении выездной проверки налоговый орган может установить, что ранее на основании камеральной проверки сумма НДС была возмещена необоснованно. В этом случае инспекция указывает эту сумму налога в качестве недоимки и предлагает вернуть ее в бюджет.
Комментируемым Законом п. 8 ст. 101 НК РФ дополнен новым абзацем. Согласно указанному положению Налогового кодекса РФ сумма излишне возмещенного на основании решения инспекции налога, которая была обнаружена в ходе проверки, будет признаваться недоимкой. При возврате налога таковой она будет являться со дня фактического получения средств налогоплательщиком, а в случае зачета - со дня принятия решения о зачете. Сумма такой недоимки будет указываться в вынесенном по итогам проверки решении.
-
8. Арест имущества будет возможен до вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества.
Рассматриваемым Законом п. 3 ст. 77 НК РФ изложен в новой редакции. После вступления в силу поправок налоговый орган сможет арестовать имущество организации до вынесения на основании ст. 47 НК РФ решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Такое решение в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налога за счет имущества организации станет возможно принимать не ранее, чем будет вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках (электронных денежных средств) согласно ст. 46 НК РФ. Это будет правомерно в том случае, если на счетах организации выявлен недостаток или отсутствие денежных средств (отсутствуют электронные денежные средства), или если у налогового органа нет информации о счетах организации (реквизитах корпоративного электронного средства платежа).
Подобные изменения внесены в абз. 4 п. 3.1 ст. 77 НК РФ, в соответствии с которым регулируется наложение ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей при ведении деятельности по договору инвестиционного товарищества.
Следует отметить, что согласно поправкам налоговый орган по просьбе организации будет вправе заменить арест имущества на его залог (п. 12.1 ст. 77 НК РФ). Напомним, что нормы, касающиеся залога имущества, установлены в ст. 73 НК РФ.
-
9. Введено новое основание для признания недоимки безнадежной.
Комментируемым Законом дополнен перечень случаев, когда недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными. Согласно новому подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка будет признаваться безнадежной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки. При этом должно соблюдаться еще два условия. С момента образования недоимки должно пройти пять лет и ее сумма вместе с задолженностью по пеням и штрафам не превышает установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) размера требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве. Напомним, что для организаций размер указанных требований составляет 100 тыс. руб., а для предпринимателей - 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)). Решение о списании такой недоимки будет уполномочен принимать налоговый орган по месту учета организации или предпринимателя (подп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ).
-
10. В требовании об уплате налога не будет указываться срок уплаты налога.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога (сбора, пени, штрафа) должен быть определен, в частности, установленный Налоговым кодексом РФ срок уплаты налога.
Комментируемым Законом в данный пункт внесены изменения. Согласно поправкам срок уплаты налога теперь будет приводиться только в требовании, которое направляется физлицу (как предпринимателю, так и физлицу, не являющемуся таковым).
Таким образом, после вступления в силу этой поправки у организаций станет меньше оснований, чтобы признать требования об уплате пеней недействительным.
-
11. Увеличен срок направления требования об уплате недоимки, выявленной по итогам налоговой проверки.
Согласно действующей редакции п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В данную норму внесены изменения. Теперь указанное требование налоговый орган должен будет направить налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты вступления решения в силу.
Кроме того, уточнен и п. 1 ст. 70 НК РФ, который устанавливает общий срок направления требования об уплате налога. Напомним, что он составляет три месяца со дня выявления недоимки. Теперь из данного правила есть исключение. Если сумма недоимки и относящейся к ней задолженности по пеням и штрафам не превышает 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (данное правило не распространяется на требования, выставляемые по результатам налоговых проверок).
-
12. Установлены основания для приостановления действия поручения на списание денежных средств со счета.
Статья 46 НК РФ дополнена новым п. 4.1, согласно которому действие поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) приостанавливается:
- по решению налогового органа в случае принятия решения о временном приостановлении уплаты суммы задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога. Напомним, что второе из указанных решений принимается налоговым органом по ходатайству лица, заинтересованного в изменении срока уплаты налога (п. 6 ст. 64 НК РФ);
- при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на находящиеся в банке денежные средства, в том числе электронные;
- по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В указанных ситуациях приостанавливается также поручение на перевод электронных денежных средств.
Действие поручения возобновляется на основании решения налогового органа об отмене приостановления.
Кроме того, новым пунктом установлен закрытый перечень оснований для отзыва неисполненных (как полностью, так и частично) поручений. В частности, поручение отзывается:
- при изменении срока уплаты налога и сбора, а также пеней и штрафа;
- исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ процентов, в том числе в случае зачета переплаты;
- уменьшении суммы налога, сбора, пеней в связи с представлением уточненной налоговой декларации.
-
13. Из Налогового кодекса РФ исключены положения о направлении копии решения, принятого по результатам рассмотрения акта о правонарушениях, которые выявлены в ходе иных мероприятий налогового контроля.
Согласно п. 11 ст. 101.4 НК РФ копия решения руководителя налогового органа вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа этим лицом. Если данное лицо уклоняется от получения копии, она направляется заказным письмом по почте.
Рассматриваемым Законом упомянутый пункт признан утратившим силу. Таким образом, указанное решение может быть передано налогоплательщику в общем порядке (п. 4 ст. 31 НК РФ): по почте, лично под расписку либо по телекоммуникационным каналам связи (если лицо обязано представлять декларации в электронном виде, этот способ является исключительным).
-
14. Установлены особенности постановки на учет некоторых категорий налогоплательщиков.
Комментируемым Законом внесены уточнения в ст. 83 НК РФ. В частности, установлены особенности постановки на налоговый учет:
- управляющей компании закрытого ПИФа (п. 1.1 ст. 83 НК РФ);
- ответственного участника КГН (п. 4.3 ст. 83 НК РФ);
- участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (п. 4.4 ст. 83 НК РФ).
-
15. Предприниматели, у которых нет наемных работников, не должны представлять сведения об их среднесписочной численности.
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ) сведения о среднесписочной численности работников за прошедший календарный год представляют все налогоплательщики. Исключений не сделано даже для предпринимателей, у которых нет работников.
Рассматриваемым Законом в абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ внесены уточнения. После вступления в силу поправок сведения о среднесписочной численности необходимо будет представлять предпринимателям, привлекавшим в соответствующий период наемных работников. Следует отметить, что для организаций такого исключения не установлено.
-
16. Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, будут вступать в силу в новом порядке.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ) акты законодательства о налогах и сборах, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Напомним, что имеются в виду:
- акты, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (п. 3 ст. 5 НК РФ);
- акты, которые отменяют налоги, снижают размеры ставок налогов, устраняют обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшают их положение (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Указанные положения п. 1 ст. 5 НК РФ изложены в новой редакции, согласно которой такие акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные данными актами, но не ранее даты их официального опубликования. Таким образом, у законодателя появится возможность устанавливать различные сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков.
-
17. Если заявление о возврате (зачете) суммы НДС не подано до дня вынесения решения о возмещении налога, возврат (зачет) будет производиться по правилам ст. 78 НК РФ.
1 октября 2013 г. вступил в силу новый п. 11.1 ст. 176 НК РФ. Согласно данной норме возврат (зачет) суммы НДС, которая подлежит возмещению, будет осуществляться по правилам ст. 78 НК РФ, если налогоплательщик не представит заявление о возврате (зачете) до дня вынесения решения о возмещении. При этом положения п. п. 7 - 11 ст. 176 НК РФ, которые регулируют начисление процентов за нарушение сроков возврата суммы возмещения, применяться не будут.
Напомним, что ст. 78 НК РФ также предусматривает начисление процентов в случае несвоевременного возврата переплаты. Однако проценты в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ начинают начисляться позднее, чем проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176 НК РФ.
Положения ст. 176 НК РФ в редакции рассматриваемого Закона будут применяться к решениям о возмещении НДС, вынесенным после 1 октября 2013 г. (ч. 6 ст. 6 Закона).
-
18. Для обеспечения исполнения обязанности по перечислению налога при изменении срока его уплаты может использоваться банковская гарантия.
Налоговый кодекс РФ дополнен новой статьей 74.1 "Банковская гарантия". Она вступила в силу 1 октября 2013 г. (ч. 2 ст. 6 Закона). Согласно поправкам банковской гарантией обеспечивается исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Она может применяться в том числе при изменении сроков их уплаты (п. 5 ст. 61, п. 1 ст. 72 НК РФ). Например, при предоставлении отсрочки или рассрочки.
В ст. 74.1 НК РФ установлены требования к банкам, чьи гарантии могут использоваться в целях налогообложения (п. 3 ст. 74.1 НК РФ). В частности, такие кредитные организации должны:
- иметь выданную ЦБ РФ лицензию на осуществление банковских операций и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
- иметь собственные средства (капитал) в размере не менее 1 млрд руб.
Кроме того, данная статья предусматривает требования, предъявляемые к самим банковским гарантиям (п. 5 ст. 74 НК РФ). Перечислим некоторые из них:
- банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;
- срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня окончания срока, который установлен для исполнения обязанности по уплате налога, обеспеченной данной гарантией;
- сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом обязанности налогоплательщика по уплате налога и соответствующих пеней.
Если налогоплательщик своевременно не исполнит обеспеченную банковской гарантией обязанность по уплате налога, то налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока, предусмотренного требованием об уплате налога, направит гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии (п. 6 ст. 74.1 НК РФ).
Срок исполнения этого требования составляет также пять рабочих дней (п. 7 ст. 74.1 НК РФ). Единственным основанием, по которому банк может отказать в погашении суммы, служит предъявление налоговым органом требования по банковской гарантии после окончания срока, на который она была выдана (п. 8 ст. 74.1 НК РФ).