ENG

Почему досудебное разбирательство налоговых споров удобно для налогоплательщиков

Дата публикации: 13.10.2017 04:10 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Досудебный порядок урегулирования разногласий налогоплательщика и налогового органа установлен НК РФ с 1 января 2014 года. Согласно этому порядку акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. (Основание: ст. 138 "Порядок обжалования", гл. 19 части первой НК РФ).

Говоря проще, прежде чем подать на налоговый орган в суд, необходимо подать жалобу в вышестоящий налоговый орган и дождаться результатов его рассмотрения.

Введение такого обязательного порядка досудебного урегулирования всех налоговых споров благотворно повлияло на ситуацию: количество жалоб, которые доводятся до судебного разбирательства, значительно сократилось.

Справочно: Положения абз. 1 и 2 п. 2 ст. 138 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" вступили в силу с 01.01.2014

Преимущества процедуры досудебного урегулирования налоговых споров для налогоплательщиков:

Во-первых, предусмотрен упрощенный порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы). Жалоба подается в налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика.

Во-вторых, жалобы (апелляционные жалобы) рассматриваются вышестоящим налоговым органом намного быстрее, чем при проведении судебной процедуры.

Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется по общему правилу в течение одного месяца со дня ее получения либо в течении 15 рабочих дней (п. 6 ст. 140 НК РФ), все зависит от того, что конкретно обжалует налогоплательщик.

В соответствии с ч. 1 ст. 152 АПК РФ срок рассмотрения судебного дела составляет три месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.

На практике же, налоговый спор в арбитражном суде может затянуться на срок более года, в то время как статья 140 НК РФ предусматривает максимальное продление срока рассмотрения жалобы не более чем на 1 месяц.

Еще одно немаловажное преимущество по сравнению с судебным разбирательством – это безвозмездный способ урегулирования спора. Если по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается государственная пошлина, то рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется бесплатно.

Справочно: Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ предусмотрено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, установлена госпошлина: для физических лиц - 300 руб., для организаций - 3000 руб.

Подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.

Конфиденциальность рассмотрения споров в досудебном порядке позволяет сохранить деловую репутацию налогоплательщика.

Кроме того, наряду с жалобами, подпадающими под определение, содержащееся в ст. 138 НК РФ, Управлением ФНС России по Республике Бурятия рассматриваются и иные категории жалоб:

- жалобы, связанные с ведением ЕГРЮЛ и ЕГРИП, порядок рассмотрения которых регламентирован положениями гл. 8.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ, вступил в силу с 22.08.2014);

- жалобы связанные с проверкой соблюдения Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа";

- жалобы, связанные с осуществление процедур банкротства;

- жалобы страхователей на акты проверок, жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа (рассматриваются с 01.01.2017).

Применительно к нашей республике, Управление ФНС России по Республике Бурятия, руководствуясь пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случаях несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах вне зависимости от наличия жалоб налогоплательщиков.

Налогоплательщик, признав факт нарушения им налогового законодательства, в ходе рассмотрения жалобы в досудебном порядке имеет возможность, без прохождения длительной процедуры обжалования решения в судебном порядке, при наличии достаточных оснований реализовать свое право, предоставленное Налоговым Кодексом, на смягчение налоговой ответственности путем уменьшения штрафных санкций.

Еще одним преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является то, что деятельность подразделений досудебного аудита направлена на обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок.

Резюме. В результате деятельности подразделений досудебного аудита снижается количество налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, организовывается надлежащее реагирование на ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, сокращается повторяемость обжалуемых доначислений. Решения вышестоящего налогового органа исполняются быстрее, чем судебные акты.