ENG

Противодействие преступлениям в сфере государственной регистрации юридических лиц

Дата публикации: 30.03.2015 09:06 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Одной из основных стратегий ФНС России является упрощение процедур государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением персональных данных. Любое заинтересованное лицо может получить сведения из реестров самостоятельно на сайте ФНС России в разделе «Электронные сервисы – Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента» без обращения в регистрирующий орган, поскольку эти сведения официальны в силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Одновременно при создании для заявителей максимально комфортных условий для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и получения сведений из реестров для предотвращения злоупотреблений в данной сфере, в том числе связанных с уклонением от налогообложения, государство предпринимает меры по противодействию преступлениям и правонарушениям.

Так, за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрены как административные, так и уголовные санкции.

По материалам, направленным в 2014 г. налоговыми органами Республики Бурятия в правоохранительные органы по результатам совместной выездной налоговой проверки, Советским районным судом г. Улан-Удэ в 2014 г. вынесен приговор в отношении лица, который был признан виновным в создании трёх организаций на подставное лицо, что квалифицируется санкциями ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица».

За фальсификацию Единого государственного реестра юридических лиц - представление документов, содержащих заведомо ложные данные об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долями, переходящими в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, предусмотрена уголовная санкция – статья 170.1 Уголовного кодекса.

В целях противодействия преступлениям в сфере государственной регистрации юридических лиц, неправомерным действиям при миграции налогоплательщиков, регистрирующий орган будет направлять все материалы, в том числе по корпоративным спорам и обращениям заявителей, свидетельствующие о подделке документов, представляемых на государственную регистрацию юридических лиц в целях его фальсификации, в соответствующие правоохранительные органы, которые будут давать правовую оценку наличия состава уголовного преступления.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому в статьи: 173.1. Уголовного кодекса «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2. «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» внесены поправки, которые предусматривают санкции не только при образовании юридических лиц, но и при внесении сведений на подставных лиц, либо по поддельным документам по уже действующим юридическим лицам.

Помимо усиления уголовной ответственности, указанным проектом закона регистрирующему органу предоставляется право проводить проверку достоверности вносимых сведений путем изучения представленных документов и сведений и имеющихся у регистрирующего органа, получения объяснений, справок, проведения осмотров объектов недвижимости и привлечения экспертов, для чего регистрирующий орган вправе приостановить государственную регистрацию на один месяц.

Внесение записи об изменении места нахождения юридического лица будет осуществляться не ранее, чем через 20 дней со дня внесения записи о принятии решения об этом. До окончания выездной налоговой проверки и принятия решения по ней уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса приниматься не будет. Увеличиваются основания для отказа в государственной регистрации лицам, которые являются недобросовестными налогоплательщиками по установленным законом фактам (наличия непогашенной задолженности, непредставления отчетности, предоставления недостоверных сведений и др.)

Вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласно которым увеличиваются санкции за непредставление или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе до 10 тысяч рублей, из административного законодательства исключается понятие «заведомо ложные сведения» (поскольку они регламентируются нормами уголовного законодательства в установленных случаях), вводятся санкции за повторность административного правонарушения.

Таким образом, изменения законодательства, которые вступят в силу со дня их официального опубликования, ни в коей мере не ущемляют права законопослушных и добросовестных налогоплательщиков, но не позволят оставаться безнаказанными лицам, использующим пробелы законодательства в корыстных целях.