ENG

Письмо от 12.01.2012 № ОА-4-13/85@

О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения

Номер: ОА-4-13/85@
Дата письма: 12.01.2012
Дата публикации: 22.01.2014
Категория (тематика) письма: Трансфертное ценообразование
Теги: Статья 105.16 НК РФ


Вопрос: О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения

Ответ:
Федеральная налоговая служба в целях реализации главы 14.6 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в связи с многочисленными вопросами, поступающими от налогоплательщиков, информирует о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения (далее также – Соглашение).
 
При рассмотрении вопросов, связанных с заключением Соглашений, ФНС России будет руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), договорами (соглашениями) об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, иными федеральными законами и актами законодательства о налогах и сборах, разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации.
 
Принимая во внимание, что вопросы налогового контроля за ценообразованием в большинстве случаев затрагивают внешнеторговые сделки, ФНС России при заключении Соглашений будет придерживаться общепринятых в международной практике принципов заключения таких соглашений, в частности содержащихся в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее – Руководство ОЭСР).
 
Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения представляет собой соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 Кодекса.
 
В соответствии с положениями статьи 105.20 Кодекса возможно заключение следующих видов Соглашений:
  • Соглашения между налогоплательщиком и ФНС России (пункт 1 статьи 105.20 Кодекса);
  • Соглашения между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков), совершающими однородные контролируемые сделки, и ФНС России (пункт 3 статьи 105.20 Кодекса);
  • Соглашения между налогоплательщиком, ФНС России и уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении такого Соглашения в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 105.20 Кодекса).

С целью обеспечения единообразного понимания терминов, связанных с различными видами Соглашений, ФНС России далее в настоящем письме использует терминологию согласно Руководству ОЭСР, а именно:
  • термин «одностороннее соглашение» используется для любых соглашений, которые заключаются без участия компетентных органов исполнительной власти иностранного государства;
  • термин «двустороннее соглашение» используется для соглашений, заключаемых с участием органа исполнительной власти иностранного государства соответственно.

Соглашение является широко используемым в мировой практике инструментом, который может способствовать разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. При этом выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.
 
Заключение Соглашения позволяет налогоплательщикам и налоговым органам:
  • согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения;
  • минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения.

Также следует отметить, что при условии соблюдения положений заключенного Соглашения налогоплательщик может с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски возможного применения санкций, предусмотренных статьей 129.3 Кодекса.
 
Таким образом, заключение Соглашения может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.
 
В соответствии с положениями главы 14.6 Кодекса обратиться в ФНС России с заявлением о заключении Соглашения вправе только российская организация – налогоплательщик, отнесенный в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.2005 № 85н и приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.

Каждое обращение налогоплательщика о заключении Соглашения рассматривается ФНС России на предмет соответствия требованиям, установленным Кодексом. Факты, изложенные в Соглашении, должны быть обоснованы и документально подтверждены, а соответствующие документы в случае необходимости представлены по запросу налогового органа.
 
Следует отметить, что сам по себе факт осуществления крупнейшим налогоплательщиком контролируемых сделок не является основанием для заключения Соглашения. Во многих случаях налогоплательщику целесообразно и достаточно вести документацию по выполнению требований законодательства, регулирующего определение цен для целей налогообложения, в установленном Кодексом порядке.
 
Так, если временные и трудовые затраты, связанные с процессом заключения Соглашения, выше, чем затраты на осуществление традиционных мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения (подготовка уведомлений, документации об определении цен для целей налогообложения и т.п.), выбор методологии определения цен для целей налогообложения является очевидным, а информация, используемая для целей применения методологии, является точной и достоверной, заключение Соглашения может быть признано налогоплательщиком нецелесообразным.

Заключение Соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны Соглашения не могут быть понуждены к его заключению.

При заключении Соглашения ФНС России будет исходить из того, что предлагаемая методология определения цен для целей налогообложения обеспечивает исполнение положений пункта 1 статьи 105.3 Кодекса, согласно которым, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
 
В случае если при рассмотрении заявления о заключении Соглашения выявлена информация, в частности, указывающая на наличие рисков уклонения от уплаты налогов, заключение такого Соглашения ФНС России будет признано необоснованным.
 
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до сведения крупнейших налогоплательщиков.


Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса 
А.Л. Оверчук