ENG

Ответы на вопросы об администрировании налога на добавленную стоимость,

Дата публикации: 07.09.2006 17:21 (архив)

заданные гражданами во время интернет-конференции Президента Российской Федерации В.В.Путина

Вопрос:

Как Вы относитесь к снижению ставки НДС до 13% и установлению единой ставки налога?

Ответ.

Снижение основной налоговой ставки имеет как положительные, так и отрицательные последствия, поэтому дискуссия о целесообразности этого шага и о конкретном размере, до которого может быть снижена основная налоговая ставка, продолжается.

Применение единой ставки НДС, безусловно, упростит процедуру администрирования НДС, так как налоговые органы не должны будут контролировать право налогоплательщика на применение пониженной 10-ти процентной ставки, отпадет необходимость проведения встречных проверок по всей цепочке движения товара на предмет правильного применения ставки и установления схемы неправомерного возмещения налога, сократятся трудовые и финансовые затраты на экспертизу продукции в целях ее отнесения к облагаемой по 10-ти процентной ставке, сократятся жалобы в налоговые органы, а также иски в арбитражные суды по решениям налоговых органов.

В то же время необходимо учитывать, что с 01.01.2006 все налогоплательщики налога на добавленную стоимость перешли на новый порядок исчисления НДС, согласно которому обязанность по исчислению НДС возникает на дату отгрузки с применением вычетов без оплаты. В связи с этим вопрос о целесообразности снижения ставки НДС возможно рассмотреть только по итогам анализа результатов применения таких изменений.

Вопрос:

Как Вы относитесь к возможности отмены НДС и замены его «налогом с продаж»?

Ответ.

Данный вопрос требует всестороннего рассмотрения и детального исследования. В Российской Федерации уже имеется опыт введения налога с продаж, который дважды вводился на территории Российской Федерации и дважды отменялся.

Действовавшая система налогообложения налогом с продаж предусматривала узкую базу налогообложения. Этим налогом облагались только операции по реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчет.

Существующая в настоящее время система налогообложения НДС предусматривает иной режим определения налоговой базы. Этим налогом облагаются все операции по реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, система взимания этого налога предусматривает зачетный механизм.

На 2006 год в соответствии с законом о федеральном бюджете запланированы поступления НДС в размере 1123,7 млрд. рублей. Поэтому в случае отмены НДС, в первую очередь, необходимо решать вопрос о восполнении выпадающих доходов федерального бюджета, что должно учитываться при концептуальной разработки модели взимания налога с продаж.

Вопрос.

Крупный бизнес отказывается работать с малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, в связи с тем, что крупные организации не могут предъявить к вычету НДС.

Ответ.

Да, действительно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Однако, переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется на добровольной основе, то есть по собственному желанию налогоплательщика, при выполнении им определенных законодательством условий.

Вопрос.

Когда в России не будет исчисляться НДС с оплаты в счет предстоящих поставок товаров?

Ответ.

С 01.01.2006г. уже не исчисляется НДС с оплаты (частичной оплаты), полученной в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) на экспорт. Также с указанной даты налогоплательщики, имеющие длительный производственный цикл изготовления товаров (работ, услуг), предусмотренных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 № 486, вправе не исчислять НДС с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) длительного цикла изготовления.

Одновременно следует иметь в виду, что сумма оплаты (частичной оплаты) поступает налогоплательщику от покупателя с учетом НДС. В связи с этим, а также, учитывая, что НДС-это косвенный налог, исчисление налога с сумм поступившей предоплаты не может оказывать существенного влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Вопрос.

Почему часто меняется форма декларации по НДС

Ответ.

Изменение формы налоговой декларации обусловлено в первую очередь внесением изменений в законодательство о налогах и сборах, а также упрощением процедуры заполнения налоговой отчетности.

Вопрос.

Подтверждение нулевой ставки НДС и возврат налога для экспортеров зачастую возможен только после прохождения через судебные инстанции. Изменится ли эта ситуация?

Ответ:

С 1 января 2007 года вступят в силу нормы, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, в частности, систему досудебного рассмотрения споров по результатам камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению. При выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки и в случае несогласия с его положениями налогоплательщик будет вправе представить возражения по проверке до момента вынесения налоговым органом решения по ней.

Вопрос.

Организация-экспортер столкнулась с препятствиями со стороны налоговых органов при возврате НДС по экспортным операциям. Организации отказали в возмещении по причине не уплаты НДС в бюджет 3-м и 4-м поставщиком в «цепочке» поставщиков. Правомерен ли такой отказ, и как нам вернуть НДС?

Ответ.

Отказ в возмещении только по причине неуплаты налога поставщиками неправомерен. Вывод о недобросовестности налогоплательщика может быть сделан только судом. Налоговые органы, в свою очередь, должны собрать необходимую доказательную базу и представить ее суду.

Организация при несогласии с вынесенным налоговым органом решением вправе обжаловать его в порядке установленном главой 19 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в вышестоящий налоговый орган или суд.

Вопрос.

В настоящее время возмещение НДС по экспорту товаров затягивается на многие месяцы и в лучшем случае производится зачет. Будет ли решаться вопрос с возмещением НДС? Предвидится ли послабление контроля по заявленному к возмещению НДС по экспортным операциям?

Ответ.

С 1 января 2007 года будет осуществлен переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами, что обеспечит существенную дополнительную экономию их средств. При этом отменяется отдельная декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов и будет утверждена единая форма налоговой декларации по НДС.

На основании этой общей декларации налогоплательщики одновременно с представлением пакета документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, получают право предъявлять к вычету НДС, предъявленный поставщиками при приобретении материальных ресурсов для экспортируемой продукции, что позволит решить проблему по имеющимся в настоящее время случаям задержки возмещения НДС экспортерам.

Одновременно отмечаем, что Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ внес ограничение в перечень истребуемых документов при проведении камеральной налоговой проверки, начиная с 1 января 2007 года.