ENG

Итоги работы комиссий по легализации «теневой» заработной платы за десять месяцев 2006 года

Дата публикации: 28.11.2006 13:18 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Итоги работы комиссий по легализации «теневой» заработной платы за десять месяцев 2006 года

     С начала 2006 года в налоговых органах во всех регионах России созданы комиссии по легализации «теневой» заработной платы. Аналогичные комиссии с участием налоговиков работают также при администрациях городов, районов, муниципальных образований. На заседания приглашаются налогоплательщики, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
     За десять месяцев 2006 года на заседаниях комиссий по легализации «теневой» заработной платы заслушано более 500 тысяч налогоплательщиков.
     При этом повысили заработную плату до прожиточного минимума и выше 334 тысячи налогоплательщиков, или 67 % от общего количества заслушанных налогоплательщиков.
Если по состоянию на 01.10.2006 в целом по Российской Федерации прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума около половины налогоплательщиков (46,5% от сформированного на начало текущего года списка), то к 01.11.2006 количество таких налогоплательщиков составило уже 62%.
     В январе-октябре 2006 года в целом по Российской Федерации темп роста поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (126,3%) опережает темп роста среднемесячной начисленной заработной платы за январь-сентябрь текущего года (124,0%) на 2,3 процентных пункта.
     Темп роста страховых взносов на обязательное пенсионное страхование мог быть еще выше, если бы не разделение в законодательстве функций по администрированию страховых взносов на ОПС. Так, функции контроля за исчислением и уплатой возложены на налоговые органы, а взыскание недоимки осуществляют органы Пенсионного фонда Российской Федерации (частично на основании своих решений, частично – в судебном порядке).

     В ходе работы комиссий налоговые органы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, поскольку низкая заработная плата может являться как объективным результатом хозяйственной деятельности, так и свидетельствовать об использовании различных «серых схем».

     В налоговых инспекциях по всей России работают телефоны доверия. Все обращения граждан на «серые» заработные платы фиксируются. Наибольшее количество таких жалоб поступает от работников, которые из-за «серых» зарплат столкнулись с отказом в кредите, а также от тех граждан, кто стремится получить налоговые вычеты при покупке жилья. Налоговые органы используют сведения, поступившие по телефонам доверия,  в ходе камерального и выездного налогового контроля.
     Например, за 10 месяцев 2006 года в налоговые органы Нижегородской области поступило жалоб и обращений граждан на работодателей в количестве 161, выплачивающих им заработную плату ниже прожиточного минимума. Налоговыми органами области рассмотрены все жалобы и заявления, из них 48 использовались при проведении выездных налоговых проверок. После рассмотрения в налоговых органах 39 заявлений направлены в органы Прокуратуры, 62 – УВД и органы местного самоуправления, 34 направлены в трудовую инспекцию, 26 - другим налоговым инспекциям (по месту постановки на налоговый учет).
     Одним из основных результатов работы, проведенной налоговыми органами области в части легализации «теневой» заработной платы работодателями, выплачивающими заработную плату ниже уровня прожиточного минимума, является снижение количества работодателей, выплачивающих заработную плату наемным работникам ниже уровня прожиточного минимума на 13,5 тыс. работодателей.

     До конца года комиссии заслушают всех налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. На следующем этапе ФНС России намерена начать работу с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности, но финансовое состояние которых позволяет обеспечить более достойную оплату труда своих работников.
     Одновременно будут проводиться контрольные мероприятия, направленные на выявление и пресечение схем ухода от налогообложения, в том числе «конвертной».

     В своей работе ФНС России опирается на данные Росстата и Минэкономразвития России. По их оценке, удельный вес «теневой» заработной платы в целом по стране в 2004 году составил 44,3%, в 2005 году – 43,6 процента. Именно поэтому Федеральная налоговая служба инициировала создание комиссий по легализации «теневой» заработной платы.