ENG

Судебная практика: полученные компанией субсидии признаны внереализационным доходом

Дата публикации: 27.01.2015 12:24 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

По результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией установлено занижение Обществом внереализационных доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, на сумму полученной в 2010 году из республиканского бюджета субсидии в размере 1 млн.  рублей. Данное нарушение повлекло неуплату налога на прибыль за 2010 год в сумме 200 тыс. рублей.

Решением Инспекции налогоплательщику предложено уплатить доначисленный налог на прибыль в сумме 200 тыс. рублей и 41 210 рублей пеней.Решением налогового управления республики решение  инспекции поддержано и оставлено без изменения. Общество обжаловало его в арбитражном суде.

Руководствуясь статьями 246, 247, 251, 270 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 6, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.2009 N 308 «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации», Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требование Общества и признал недействительным решение Инспекции, указав, что полученная Обществом субсидия не подлежит обложению налогом на прибыль на основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, отменил решение суда первой инстанции, сделав вывод о том, что в спорном периоде не учитывались в составе дохода целевые поступления в виде бюджетных средств, поступивших исключительно некоммерческим организациям, к каковым Общество не относится.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа поддержал выводы апелляционного суда и налогового органа, руководствуясь следующими нормами  налогового законодательства.

В статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 248 НК РФ под доходами понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.

В соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 23.12.2010 № 823-р «О государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» в рамках Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, Общество в 2010 году получило субсидию в размере 1 млн.  рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, источником формирования которых являются субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл.

Вместе с тем из пункта 2 статьи 251 НК РФ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, следует, что в 2010 году не учитывались в составе дохода при исчислении налога на прибыль целевые поступления в виде бюджетных средств, поступивших исключительно некоммерческим организациям, к которым Общество не относится.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что полученные Обществом в 2010 году денежные средства в виде субсидии в размере 1 млн.  рублей подлежат включению во внереализационные доходы при исчислении налога на прибыль, и правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Обществу было отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора судебных актов судов апелляционной и кассационной инстанций.