ENG

Налоговые противоречия

16 Республика Татарстан

Дата публикации: 22.02.2013

Издание: Деловое интернет издание "Вовремя:ру"
Тема: Как совместить интересы налоговиков и предпринимателей при регистрации юридического лица?
Источник:  http://vo-vremya.ru/Russia/section/business/biz/nalogovyie_protivorechiya1334.html

Предпринимательское сообщество Республики Татарстан ожидает скорый приход серьёзных проблем связанных с регистрацией и перерегистрацией юридических лиц и ИП на территории РТ, в особенности в Казани. Это происходит потому, что «чистых» адресов для регистрации – а это обязательное требование закона – почти не осталось. Практически все адреса в Казани для первичной регистрации подпадают под понятие «массовых». А это значит, что регистрируясь там, предприниматель сразу же попадает в «чёрный список» УФНС по РТ.

Подобные проблемы, как известно, одним росчерком пера не решаются: нужно с чего-то начинать. А проблем, как говорят сами предприниматели, у них немало. И если не предпринимать совсем никаких действий, то копятся они как снежный ком – ни конца, ни края, а если делать попытки и что-то решать, то, глядишь, и проблем нерешённых всё меньше. В Татарстане, например, предприниматели перешли от слов и размышлений к конкретным действиям и на круглом столе, организованном региональным отделением ОПОРЫ РОССИИ, предложили налоговикам заключить взаимовыгодное соглашение. Суть предложения заключается во взаимодействии между Некоммерческим Партнёрством «Участники рынка юридических услуг» и Управлением ФНС России по РТ по вопросам информационного обмена сведениями в сфере осуществления процедуры регистрации и регистрации изменения места нахождения юридических лиц.

Сотрудничество ОПОРЫ РОССИИ с Федеральной налоговой службой имеет давнюю историю. Так, например, экс-глава общественной организации, а ныне председатель попечительского совета ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов является заместителем председателя Общественного совета при ФНС России.

- Было несколько знаковых встреч между ОПОРОЙ РОССИИ и ФНС, а из последних выступлений Сергея Борисова следует, что, согласно исследованию ОПОРЫ РОССИИ, количество претензий со стороны предпринимателей к ФНС существенно сократилось, - обозначил сопредседатель ТРО ОПОРА РОССИИ Артём Наумов.

- Напомню, что выполняя функции регистрационного контроля, мы исполняем гражданское законодательство, в отличие от всех остальных функций налогового контроля, которые подпадают под налоговый кодекс и это нужно всегда понимать, - вступила в диалог начальник отдела регистрации и учёта налогоплательщиков Управления ФНС России по РТ Ольга Агафетова. - Поэтому, с одной стороны, гражданское законодательство и, в частности, законодательство о государственной регистрации,  очень демократично. По сути, очень мало требований, чтобы положительно решить вопрос о регистрации юридического лица. С другой стороны, если говорить о налоговом законодательстве, то здесь вступают в силу контрольные функции государства и поскольку две эти роли отданы одному лицу, то интересы налоговиков пересиливают нас в части регистрации и поэтому, видимо, возникает много вопросов.

Что касается критериев, то, по словам Агафетовой, они коротки – федеральный закон № 129, где всё чётко оговорено и указаны все необходимые в данном случае документы. В тоже время Ольга Агафетова призналась, что регистрируя предприятие, а затем, работая с ним как сотрудник ФНС, ожидает,что найдёт предприятие, с которым работает по тому адресу, который был указан им при регистрации.

Заместитель министра экономики РТ Айрат Шамсиев предложил обсудить проблему массовых регистраций. «Сегодня мы здесь, чтобы решить эту проблему, - отметил чиновник».

- Например, если я сегодня регистрирую юридическое лицо по адресу: Сибирский тракт, 34, то завтра я предприятие по данному адресу не найду, - отметила Агафетова. - И самое простое объяснение – этот адрес содержит целый комплекс недвижимости, несколько корпусов, в каждом из которых тьма офисов и только поэтому, во-первых, я не найду собственника помещения, чтобы выяснить, кому он передал помещение, так и не найду юридическое лицо. И отсюда наши требования, что при регистрации мы как минимум хотим видеть полный адрес.

Понятие полного адреса, пояснила спикер, в законе чётко не оговорено, но налоговики руководствуются постановлением правительства об утверждённых формах регистрации, где адрес помимо улицы и номера дома содержит номер корпуса, если он есть, и номер офиса, если он есть. - Поскольку мы боремся с так называемыми массовыми адресами и с регистрацией по массовым адресам юридических лиц, и у нас есть перечень таких адресов, то мы уже конкретно знаем, стоит ли там требовать номер корпуса или номер офиса, - дополнила Ольга Агафетова.

Борьба с массовыми адресами имеет всё ту же подоплеку – неизвестность в отношении того, а есть ли по указанному адресу прописанная в соответствующих налоговых документах и реестрах фирма. По сути, налоговая, выезжая на «место действия» рассчитывает найти вывеску предприятия и её непосредственного руководителя или лицо, которое может компетентно представить данную компанию. Ещё один нюанс, который есть на этом поле, борьба с фирмами-однодневками, которые внушают опасения и налоговикам, и предпринимателям, и юристам. Как заметил управляющий партнёр Казанского юридического центра Джаудат Латыпов, центр (Казанский Юрцентр) взял за правило запрашивать копию паспорта у человека, который обратился с вопросом регистрации. Часто оказывается, что обратившийся не всегда то лицо, которое указано в предоставленных учредительных документах. И есть определённый процент людей, которые после этого покидают организацию, не заказав никакой услуги. Кроме того, Казанский юридический центр нередко обращается в налоговый орган, чтобы посоветоваться, а стоит ли ту или иную фирму регистрировать по данному адресу.

Чётких, а точнее, общих правил, на регистрационном поле нет . Как нет и ясности в отношении того, получит фирма регистрацию или нет. Есть какие-то внутренние правила ФНС, которыми она не может поделиться. Массовых адресов по Татарстану порядка 1,8 тыс. единиц, чуть больше 1 тыс. приходится на Казань. В тоже время, по данным ФНС за 2012 год, из Татарстана, сменив местонахождение, ушло порядка 4,5 тыс. фирм, а 4,7 тыс. пришли. Налоговики одно время даже рассматривали довольно жёсткое требование относительно смены места нахождения, предлагая отказаться от регистрации изменений, а вместо этого открывать обособленное подразделение компании. Самое большое количество отказов в регистрации как раз и приходится на смену местонахождения, самое меньшее – на регистрацию юридического лица. Джаудат Латыпов в ответ на это заявление, заметил, что клиенты, в большинстве случаев, приходят при смене места нахождения с уже готовым решением – они сами определяют, где хотят находиться. То же самое и в случае с компаниями из других регионов.

- Дело в том, что через год-два у нас не останется нормальных адресов, которые бы не являлись массовыми, - заметил генеральный директор ЗАО «Аудит-информ» Фанис Биляев. - И нужно решать эту проблему. С одной стороны, понятна проблема налогового органа, которому нужен информационный обмен: сегодня ты зарегистрировал, а завтра будет необходимо направить письмо, связаться с директором, руководителем, главным бухгалтером и получить ответную информацию. С другой стороны, если мы будем так жёстко подходить к этому вопросу, то у нас просто негде будет регистрировать. Фанис Биляев также напомнил, что государство, правительство ставят задачу развивать малый и средний бизнес, оказывать содействие в регистрации и создании предприятий.

- И государство здесь само себе противоречит: с одной стороны, настаивает на регистрации новых юридических лиц, с другой создаёт этому препоны, - прокомментировал он.

Артём Наумов в свою очередь напомнил, что в скором времени можно ожидать появление как минимум 1,5-2 тыс. новых фирм, которые появятся на налоговом поле республики после старта программ государственной поддержки. В частности, программы «Лизинг-грант». И участникам этой программы необходимо место, чтобы зарегистрироваться. От налоговой в ответ прозвучал комментарий относительно того, что директор компании вполне может зарегистрироваться как юридическое лицо – по домашним адресам. Со стороны ФНС практически не бывает отказов. Но, как заметила Ольга Агафетова, руководители бояться браться на себя ответственность. Беспокоит налоговиков и тот факт, что в законодательстве нет чёткого указания сроков, в которые юридическое лицо, меняя местонахождение, должно изменить и данные в реестре. Соответствующий законопроект, к слову, уже подготовлен и Ольга Агафетова предложила предпринимательскому и юридическому сообществу его поддержать.

Абсурдное обсуждение.
 
Как заметил директор «СтройКапиталКонсалтинг» Константин Егоров, обсуждение относительно регистрации, смены местонахождения, в целом, можно назвать абсурдным, поскольку в законе нет такого понятия, как «массовый адрес». Согласилась с ним и Ольга Агафетова, дополнив, что понятие такого и правда нет, но есть требования, прописанные во внутренних инструкциях фискального органа.

От перипетий закона участники круглого стола перешли к обсуждению разработки чётких и понятных правил для участников рынка, которые бы давали полное представление о том, как проходит процесс регистрации юридического лица или регистрация смены его местонахождения. Правда у представителя налоговой службы это предложение вызвало определённые опасения, связанные с тем, что обнародованная схема может быть использована не только добросовестными, но и недобросовестными участниками рынка.

- Ведь если обозначенные вами критерии, схема будут доступны всем, то велик риск, что ими воспользуются мошенники, - акцентировала Ольга Агафетова.

Сопредседатель ОПОРЫ РОССИИ Артём Наумов в ответ на это возразил, что можно разработать такие критерии, даже понимая которые, будет невозможно под них подстроиться и извлечь пользу. Последовавший вслед за этим получасовой диалог участников встречи всё же привёл к определённым итогам: были выработаны и обозначены первые критерии – полный и действующий адрес юрлица, телефон, действующий контакт, паспортные данные человека, который подаёт заявление. Участники сразу обозначили, что критерии эти будут дорабатываться и дополняться.

Как заметил Джаудат Латыпов, созданное некоммерческое партнёрство «Участники рынка юридических услуг», как раз и ставит перед собой цель разработать критерии и следовать определённым параметрам, пусть и сложным, чтобы сделать эту нишу регистрации более прозрачной и понятной всем участникам в плане конечного результата процесса регистрации.

Через месяц участников этого круглого стола ждёт новая встреча, на которой будут озвучены конкретные предложения по дальнейшей форме сотрудничества. Предложения предстоит подготовить рабочей группе, в состав которой вошли участники встречи.