ENG

Адреса массовой регистрации вызывают повышенное внимание у налоговых органов

Дата публикации: 27.09.2012 06:20 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Большинство «фирм-однодневок» регистрируются на фиктивные адреса, когда в одном месте сосредоточено большое количество юридических лиц.  В повседневном обиходе такой адрес принято называть «адресом массовой регистрации».

Само по себе совпадение адресов мест нахождения единоличных исполнительных органов нескольких юридических лиц не влечет за собой никаких негативных последствий. В то же время, сам факт выявления адреса «массовой регистрации» приводит к повышенному вниманию налоговых органов в отношении соответствующих организаций, - поясняют в отделе досудебного аудита УФНС России по Алтайскому краю.

Списки адресов «массовой регистрации» и соответствующих юридических лиц широко используются коммерческими организациями (в первую очередь, банками, лизинговыми, страховыми компаниями и др.) для проверки соответствующих контрагентов при подготовке к совершению сделок с такими лицами. Проверка наличия организации в списке адресов массовой регистрации доступна любому лицу на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Регистрацию контрагента по «массовому» адресу можно отнести к 12-му критерию «Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок». Он звучит - «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».

При этом,  исходя из законодательства о налогах и сборах, предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

В тоже время, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с его контрагентом.

Следовательно, если при проведении должностными лицами налогового органа мероприятий налогового контроля будет установлено, что регистрация контрагентов налогоплательщика была произведена по подложным документам (утерянным или похищенным паспортам лиц, которые показали на допросе, что учредителями не являются, документов от имени данных организаций не подписывали, во взаимоотношения с проверяемым налогоплательщиком не вступали), налоговым органом скорее всего будет принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В связи с этим при заключении сделки добросовестному налогоплательщику целесообразно не только удостовериться в том, что его контрагент официально зарегистрирован в качестве юридического лица и информация о нем содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, но и убедиться в том, что юридический адрес нового партнера не является адресом массовой регистрации и контрагент фактически находится по указанному им адресу.