ENG

МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам напоминает о возможности досудебного урегулирования споров

Дата публикации: 04.03.2013 07:51 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В системе налоговых органов структурно выделены специальные подразделения (подразделения налогового аудита), в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное урегулирование налогового спора.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров включает в себя две стадии. Первая стадия - временной промежуток между актом и решением налоговой инспекции, в который налогоплательщик может представить письменные возражения; вторая стадия - временной промежуток между решением и судом, в течение которого у налогоплательщика имеется возможность обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Процедура досудебного урегулирования споров предоставляет налогоплательщику ряд преимуществ. Во-первых, она является наименее затратной в финансовом плане, поскольку при подаче жалобы в налоговый орган отсутствует необходимость уплаты госпошлины. Во-вторых, подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решений о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом. В-третьих, при вынесении решения налогоплательщик имеет возможность учесть позицию налоговых органов при обращении в судебные инстанции и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде.

Остановимся подробнее на первой стадии процедуры досудебного урегулирования налоговых споров - представление налогоплательщиком письменных возражений на акт налоговой проверки.

С 1 января 2009 года вступили в действие нормы НК РФ об обязательном обжаловании решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок, в вышестоящий налоговый орган.

Данное требование закона распространяется только на два вида решений: о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок. Эта обязанность налогоплательщика предусмотрена п. 5 ст. 101.2 НК РФ, которая введена в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.

Решения о привлечении к налоговой ответственности лица, вынесенные в порядке ст. 101.4 НК РФ по итогам проведения иных мероприятий налогового контроля, не являющихся налоговыми проверками, в силу положений п. 1 ст. 138 НК РФ могут быть оспорены в судебном порядке без обязательного прохождения процедуры досудебного урегулирования вышестоящим налоговым органом.

Обязательный досудебный порядок рассмотрения споров не распространяется и на:

  • решение об отказе в зачете или возврате налога;
  • требование об уплате налога, пеней, штрафа;
  • действия (или бездействие) налоговых органов.

К сожалению, зачастую налогоплательщики пренебрегают возможностями досудебного урегулирования налогового спора на стадии рассмотрения акта и материалов налогового контроля.

Право на досудебное обжалование решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган было установлено НК РФ и ранее (статьи 139-141), но прибегали к этой процедуре нечасто, предпочитая сразу обжаловать решение в судебном порядке.

Законодателем установлен 15-дневный срок для подачи возражений на акт налоговой проверки. Обращаем внимание, что речь идет именно о рабочих днях, поскольку в п. 6 ст. 100 НК РФ не делается специальной оговорки про календарные дни (ст. 6.1 НК РФ).

Подготовка возражений позволяет решить проблемы и уменьшить размер налоговых претензий еще на стадии досудебного урегулирования. Как показывает статистика налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, по результатам рассмотрения возражений удовлетворяется в пользу налогоплательщика до 30% оспариваемых налоговых претензий.

Не рекомендуется налогоплательщикам отправлять письменные возражения по почте, если есть возможность лично сдать их в налоговый орган. В этом случае налогоплательщику гарантируется, что изложенная в возражениях позиция, будет своевременно учтена при принятии соответствующего решения по результатам налоговой проверки. Сотрудники налогового органа смогут ознакомиться с позицией налогоплательщика, оценить ее, согласовать свою позицию внутри налогового органа, чтобы при наличии оснований принять решение в пользу налогоплательщика.