ENG

О НДС, налоговом разрыве и самоначислении налогов

22 Алтайский край

Дата публикации: 30.09.2014

Издание: «Мой налоговый советник» от 30.09.2014, № 18
Тема: Итоги работы в 2014 году
Источник:  http://www.uic22.ru/content/blogcategory/22/55/

Валерий Тарада рассказал о предварительных итогах работы управления и планах до конца года

— Валерий Викторович, по итогам восьми месяцев 2014 года на территории края собрано почти 38 млрд руб. налогов. Это на 9% больше, чем в прошлом году. С чем вы связываете этот рост: с эффективностью работы ведомства или с ростом прибыльности предприятий и благосостояния налогоплательщиков?

— Я думаю, нам стоит говорить о реальных цифрах, т. к. критерии благосостояния у всех разные. Что касается наполнения казны, то высокие темпы роста наблюдаются по региональному бюджету – 12% и по федеральному – 19% по сравнению с прошлым годом. И сегодня, на фоне сложной экономической ситуации, это говорит о том, что и налогоплательщик стремится честно выполнить возложенные на него обязательства и налоговые органы стараются реализовать свои фискальные полномочия, чтобы помочь ему это сделать.

Одним из индикаторов работы налогоплательщиков и налоговых органов считается НДС, который наиболее чувствителен к состоянию экономики. Так вот, рост поступлений по этому источнику составил 26%, поэтому у нас есть все основания делать положительные прогнозы исполнения бюджетов по итогам не только девяти месяцев, но и года.

Общий прирост поступлений по сравнению с прошлым годом превысил 3 млрд руб. Более 50% этой суммы приходится на НДС за счет увеличения налогооблагаемой базы по ряду основных налогоплательщиков, а также снижения возмещения сумм налога из бюджета на 24% или более чем на 600 млн руб.

На рост поступлений оказали влияние такие факторы, как инфляция, рост ставок налогов, расширение налоговой базы и, конечно, повышение эффективности администрирования, т. е. более качественная работа территориальных налоговых органов: проверки, доплаты компаний, расширение налоговой базы.
 
— Сегодня много говорят о стагнации экономики, поэтому бизнес опасается, что ФНС будет повышать дальнейшую эффективность контрольной работы, увеличивая давление. Справедливы ли подобные опасения?

— Это совершенно не соответствует действительности. Во-первых, как видно из приведенных данных, стагнация экономики не сказалась на налоговых поступлениях. Во-вторых, с 2010 г. количество выездных проверок постоянно сокращается, т. е. давление на бизнес как раз снижается. В критериях оценки эффективности налоговой инспекции уже полтора года нет показателя «количество проверок».

При этом введены новые институты, например, досудебный аудит для регистрации компаний, чтобы все рейдерские схемы захвата бизнеса можно было в момент пресечь, а не ходить потом по судам. Обжалование распространено не только на акты, но и на любые действия налоговой службы. Предприятия для проверки отбираются исключительно на основании 12 критериев, которые находятся в открытом доступе на нашем сайте. Любой налогоплательщик может по ним оценить риски проведения в отношении него выездной проверки.

Один из основных критериев – налоговая нагрузка. Данные по отраслям за прошлый год размещены на нашем сайте, и налогоплательщики активно интересуются ими, чтобы оценить свою нагрузку и подтянуть ее до среднеотраслевого уровня. Как результат, налоговая нагрузка по налогу на прибыль дает, пусть незначительный, но все-таки рост.

Сегодня на первый план выходит такой показатель, как налоговый разрыв. В отличие от налоговой нагрузки он оценивает работу инспекции, а не налогоплательщика. Если посмотреть динамику последних лет, то эффективность и качество выездных налоговых проверок повышается, мы имеем меньшие суммы отмененных решений и вышестоящим налоговым органом и судебными инстанциями. Это говорит о том, что выездная налоговая проверка проведена качественно и суды принимают наши выводы.
 
При этом нагрузка по налогу на прибыль снижается. Это не совсем логично. Вот здесь во главу угла встает понятие налогового разрыва, по которому за рубежом уже очень давно, кстати, оценивается работа налоговых органов. Налоговый разрыв представляет собой разницу между теоретически начисленными налогами без схем ухода от налогообложения и фактически уплаченными. В идеале она должна быть равна нулю. Нам пока до этого далеко, но в ближайшее время мы будем над этим работать.

— Что еще нового налоговая служба сегодня предлагает юридическим лицам?

— Налоговое администрирование имеет две грани: традиционная фискальная — связанная с проверками, взысканием налогов — и сервисная. С помощью сервисов, размещенных на сайте ФНС, можно найти любую компанию, узнать, можно ли ей доверять, проявить осторожность при выборе контрагента. Если нужно пообщаться с инспектором, то можно записаться в инспекцию тоже через сайт.

И это не просто удобство. Это способ исключить человеческий фактор или договоренности налогоплательщика с налоговым инспектором. Когда все процедуры понятны и ясны, снижается коррупция и повышается сознательность налогоплательщиков. Поэтому информационно-технологическая платформа гораздо важнее отдельных правоприменительных практик.

Мы стараемся создать комфортные условия, даже выделили отдельное направление стандартов обслуживания, которое должно стандартизировать все процедуры, начиная от фирменного стиля и заканчивая сроком обслуживания. Например, не более 30 минут на регистрацию. Для добросовестных налогоплательщиков вводятся новые механизмы взаимодействия с налоговыми органами. Например, институт налогового мониторинга: проверки заменяются альтернативными методами контроля — происходит постоянный онлайн-обмен информацией, и проверка становится просто не нужна.

— Сейчас обсуждаются многочисленные изменения в налоговом законодательстве, от введения налога на недвижимость до повышения ставки НДС. С какими новшествами налогоплательщики столкнутся уже в ближайшее время?

— Если говорить о физических лицах, то главное изменение, с которым они столкнутся уже с 1 января 2015 года, – это обязанность сообщать в налоговый орган о своем имуществе, если человек не получает по какой-то причине налоговое уведомление. С 1 января 2017 года за невыполнение этого требования вводятся штрафные санкции. Сознательные налогоплательщики, которые до сих пор не получали уведомлений на оплату имущественных налогов и сообщат сведения о своих неучтенных государством квартирах и машинах, получат преференции: задолженность, образовавшаяся за три года из-за неполучения уведомления, будет аннулирована.

Транспортный налог уже в следующем году (т.е. за 2014 год) нужно будет заплатить не до 1 ноября, как сейчас, а до 1 октября. Соответствующий закон, в след за федеральным, принят и на краевом уровне.

Во время осенней сессии планируется во втором чтении рассмотрение законопроекта о введении налога на недвижимость. Остальные крупные изменения пока на уровне перспектив: увеличение ставок НДФЛ и НДС и введение налога с продаж.

— Какие задачи предстоит решать налоговым органам до конца текущего года?

— Задачи, которые сегодня стоят перед службой, традиционны. Первоочередная – это выполнение бюджетов, обеспечение положительного темпа роста налоговых поступлений. Кроме этого, большое внимание уделяется сегодня внедрению новой автоматизированной системы «АИС-Налог-3», которая позволит увеличить эффективность налогового администрирования, минимизировать ошибки в налоговых уведомлениях, повысить качество предоставления. Конечно, мы также будем работать над снижением задолженности и дальнейшим повышением качества контрольной


Только цифры

Треть налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет НДФЛ.

За восемь месяцев 2014 года налоговые поступления на территории Алтайского края увеличились на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в бюджет мобилизовано 38 млрд руб.

В федеральный бюджет перечислено 9,7 млрд руб., что на 19% больше, чем за январь – август 2013 года. Большая часть поступивших средств – 7,6 млрд руб. перечислена плательщиками НДС. Меньше всего на этом уровне составляет объем налога на доходы физических лиц – 26,6 млн руб.

В краевой бюджет перечислен 21 млрд руб., что на 12% больше прошлогодних показателей. Значительную часть этой суммы составляет НДФЛ – 8,3 млрд руб. Поступления налога на прибыль – 5,5 млрд руб. Традиционно наименьший показатель поступлений в региональный бюджет у налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – 75,9 млн руб.

Местные бюджеты пополнились почти на 7 млрд руб., что составляет 89,0% к поступлениям за январь – август 2013 года. Снижение налоговых доходов связано с изменениями законодательства, которым с первого января 2014 года изменены нормативы отчислений некоторых налогов, в сопоставимых условиях темп роста поступлений составил – 107%.

На местном уровне основной источник доходов НДФЛ – 3,6 млрд руб. Плательщики специальных налоговых режимов перечислили в бюджеты муниципалитетов 1,7 млрд руб. Значительную лепту – 1,3 млрд руб. внесли плательщики земельного налога.