ENG

Для актов налоговых проверок предусмотрен особый порядок рассмотрения возражений

Дата публикации: 18.03.2013 06:47 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

О важных аспектах порядка досудебного урегулирования налоговых споров рассказали в отделе досудебного аудита УФНС России по Алтайскому краю.

Одним из прав налогоплательщиков в сфере налоговых правоотношений является возможность обжалования ненормативных актов, а также действий (или бездействия) должностных лиц налоговых органов.

В последнее время некоторые налогоплательщики направляют в Управление ФНС России по Алтайскому краю жалобы (возражения) на акты налоговых проверок, проведенных налоговыми инспекциями Алтайского края, не дожидаясь вынесения соответствующих решений о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом зачастую не учитывается тот факт, что Налоговым кодексом Российской Федерации установлен особый порядок рассмотрения возражений (разногласий) на акты налоговых проверок.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В соответствии со статьей 101 НК РФ налоговый орган по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки выносит одно из решений, предусмотренных данной статьей.

Пунктами 1 и 2 статьи 101 НК РФ установлены следующие процессуальные нормы, применимые к вышеназванным правоотношениям.

Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Гражданин , в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка данного гражданина лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Из приведенных норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах следует, что возражения на акт выездной налоговой проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Следует также отметить, что согласно пункту 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» статьи 137 и 138 НК РФ предусматривают право налогоплательщика на обжалование акта налогового органа.

При толковании этих статей следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в статье 100 НК РФ.

При применении статей 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в вышестоящем налоговом органе либо в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Таким образом, акт выездной налоговой проверки не может являться предметом обжалования по смыслу статей 137 и 138 НК РФ, поскольку он не обладает признаками ненормативного правового акта, под которым понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в рамках осуществления им государственно-властных полномочий и выполнения функций, возложенных на него законом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

При таких обстоятельствах Управление ФНС России по Алтайскому краю не имеет правовых оснований для рассмотрения жалоб (возражений) на акты налоговых проверок, проведенных налоговыми инспекциями Алтайского края, ввиду отсутствия предмета обжалования, что влечет за собой оставление данной категории жалоб без рассмотрения.