ENG

Налоговики рассказали о порядке рассмотрение апелляционной жалобы

Дата публикации: 27.08.2013 11:25 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ введена ст. 139.3 НК РФ, которая предоставляет налоговому органу право оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения. Отметим, что перечень соответствующих оснований закрытый. Так, вышестоящий налоговый орган оставит апелляционную жалобу без рассмотрения, если установит, что либо она не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом, либо до принятия решения по апелляционной жалобе поступило заявление о ее отзыве полностью или в части, либо ранее была подана апелляционная жалоба по тем же основаниям (п. 1 и 4 ст. 139.3 НК РФ).

Для случаев обжалования действий (бездействия) должностных лиц и актов, вступивших в законную силу, в подп. 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ установлено еще одно основание - случай, когда жалоба подана по истечении предусмотренного Налоговым кодексом РФ срока ее подачи и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока (либо в удовлетворении такого ходатайства отказано).

Отметим, что пороки подписи и пропуск срока без ходатайства о его восстановлении являются теми основаниями оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, которые не препятствуют повторному обращению налогоплательщика (п. 3 ст. 139.3 НК РФ).

Что касается непосредственно порядка действий, то налоговый орган должен принять решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, при наличии соответствующих оснований, в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. Затем в течение трех дней инспекция уведомляет налогоплательщика в письменной форме о принятом решении (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

Порядок рассмотрения жалобы, в том числе апелляционной, регулируется ст. 140 НК РФ. Лицо, подавшее жалобу, не участвует в рассмотрении этой жалобы (п. 2 ст. 140 НК РФ). Однако оно может представить документы, подтверждающие свои доводы, а также дополнительные материалы (п. 1 ст. 140 НК РФ). Следует отметить, что данные документы и материалы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом, только если налогоплательщик объяснит причины, почему он не смог их представить ранее (п. 4 ст. 140 НК РФ).

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 и 101.4 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101, 101.4 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Что касается сроков, то вышестоящий налоговый орган должен принять решение по результатам рассмотрения жалобы, в том числе апелляционной, на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в течение одного месяца с даты получения жалобы. Указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящей инспекции, но не более чем на один месяц.

В иных случаях решение должно быть принято в течение 15 дней, и этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 6 ст. 140 НК РФ). Затем принятое по результатам рассмотрения жалобы решение должно быть вручено налогоплательщику в течение трех дней с даты принятия.