Дата публикации: 25.05.2011 15:24 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
В условиях глобализации мировой экономики налоговые администрации расширяют международное сотрудничество, направленное на защиту национальных интересов и борьбу с уклонением от уплаты налогов. Это общемировой тренд, которому максимально стремиться следовать и ФНС России.
В прошлом году Федеральная налоговая служба впервые в истории России провела международную научно-практическую конференцию: «Налогообложение – современный взгляд» с участием налоговых администраций ведущих стран мира и международных организаций.
Подробнее.
Участие в дискуссии приняли 53 представителя из 29 стран. Конференция показала неподдельный интерес к вопросам налогообложения, которые обсуждаются в России и мире.
Более того, проведение Конференции позволило возобновить и улучшить со многими налоговыми администрациями партнерские отношения, получить новые возможности по информационному обмену, доступу к передовым технологиям налогового администрирования, повысить международный престиж ФНС России.
Наиболее тесное взаимодействие у ФНС России налажено с налоговыми ведомствами Германии, США, Франции, Великобритании, Польши, Финляндии, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Чехии, Литвы, Украины, Белоруссии, Казахстана.
Для определения конкретных форм и механизмов взаимопомощи ФНС России заключает межведомственные соглашения об административной помощи и обмену информацией по налоговым вопросам с Францией, Данией, Норвегией, Польшей, Швецией, Финляндией.
В рамках расширения международного взаимодействия ФНС России активно сотрудничает с ведущими глобальными и региональными международными организациями, такими как ОЭСР, ЕОНА, Балтсовет, КСРНС и СРНС.
ОЭСР ведущая и авторитетная международная организация не только в сфере международного налогообложения и администрирования, но и экономической политики в целом.
Российская Федерация получила статус постоянного наблюдателя в Комитете по налоговым вопросам ОЭСР в марте 1998 года.
В настоящее время ФНС России совместно с Минфином России ведет активное взаимодействие с ОЭСР по вопросу вступления России в эту организацию.
Одним из ключевых условий вступления Российской Федерации в ОЭСР рассматривается принятие законопроекта о регулировании трансфертного ценообразования.
Сотрудничество ФНС России и ОЭСР по линии Центра по налоговой политике и администрированию, а также Центра по сотрудничеству со странами-нечленами Секретариата ОЭСР осуществляется по следующим направлениям:
А). Участие в качестве наблюдателя в рабочих органах Комитета ОЭСР по налоговым вопросам:
• Рабочая группа №6 по налогообложению транснациональных компаний (изучает вопросы регулирования трансфертного ценообразования);
• Рабочая группа №10 по вопросам обмена информацией и соблюдения налогового законодательства;
• Форум по налоговому администрированию;
• Форум по транспарентности и обмену информацией.
Б). Проведение семинаров ОЭСР в ФНС России и в обучающих центрах ОЭСР за рубежом.
Ежегодно ФНС России с привлечением ОЭСР проводит до трех семинаров по актуальным вопросам налогового администрирования как для сотрудников центрального аппарата и территориальных налоговых органов, так и для коллег из налоговых ведомств государств-участников СНГ.
С начала 2011 года ФНС России стала полноправным членом Европейской организации налоговых администраций (ЕОНА). Решение об этом было принято во время XIV Генеральной Ассамблеи ЕОНА в г. Брюсселе, Бельгия. Подробнее. Ссылка на новость от 12.54, 12.07.2010
Цель вступления – создание и поддержание диалога между специалистами налоговых служб стран-участниц, повышение качества сотрудничества и проведения совместных мероприятий с налоговыми администрациями Европы.
Членами ЕОНА являются все налоговые администрации европейских стран.
Деятельность ЕОНА нацелена на совершенствование и повышение эффективности
налогового администрирования, следовательно, приоритеты этой организации и ФНС России во многом совпадают. В частности, это касается решения таких актуальных задач, как модернизация деятельности налоговых органов, осуществление налоговых проверок, противодействие правонарушениям в налоговой сфере, в т.ч. борьба с мошенничеством при взимании НДС, оценка налоговых рисков по отраслям, повышение качества облуживания налогоплательщиков, внутренний контроль и др.
7 июля 2011 года в Ницце (Франция) состоялась XV Генеральная ассамблея ЕОНА. В течение двух дней руководители налоговых администраций обсудили использование инноваций в работе налоговых органов, а также повышение эффективности деятельности и сокращение затрат за счет оптимизации методов работы.
Руководитель ФНС России М.В. Мишустин выступил с ключевым докладом на тему расширения возможностей электронных услуг в налоговом администрировании. Подробнее. Ссылка на новость от 16.45, 07.07.2011.
В сентябре 2008 года 12-м Решением Совета руководителей налоговых администраций стран региона Балтийского моря была создана Рабочая группа старших должностных лиц по сотрудничеству в налоговой сфере с участием руководящих должностных лиц более низкого уровня с целью активизации более действенных рабочих контактов, а именно обмена информацией, помощи в сборе налогов и проведению совместных контрольных мероприятий.
В настоящее время в рамках указанной рабочей группы функционируют тематические подгруппы, в частности по вопросам:
• Налогового администрирования рыбной отрасли.
В результате деятельности этой подгруппы ФНС России впервые принимала участие в многосторонней налоговой проверке (совместно с Швецией и Норвегией).
• Взаимодействия при взыскании налоговой задолженности.
В марте 2011 года ФНС России впервые приняла участие в работе этой подгруппы. Подробнее. Ссылка на новость об участии в заседании группы от 11:54, 22.03.2011. В связи с актуализацией проблемы взыскания иностранной задолженности, взаимодействие в рамках это подгруппы представляется перспективным.
• Налогообложения нефтяной торговли.
В сентябре текущего года пройдет второе заседание данной рабочей группы, на котором ФНС России планирует принять участие.
С 1 июля 2010 года начал работу Таможенный союз в составе Белоруссии, Казахстана и России. Как отметил Президент Российской Федерации Д. Медведев, с одной стороны – это большое политическое достижение, с другой стороны – серьезное экономическое испытание.
Правовая база на сегодняшний день фактически уже сформирована. ФНС России совместно с Минфином России и ФТС России активно участвовала в разработке Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протоколов к нему. Соответствующая нормативная правовая база представлена в подрубрике «Межведомственные соглашения ФНС России с зарубежными налоговыми администрациями».
Подробнее.
Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, взимание косвенных налогов во взаимной торговле производится по принципу «страны назначения», в соответствии с которым экспорт облагается НДС по нулевой ставке, а импорт – по ставке, действующей в государстве-импортере.
Специалисты ФНС России принимают постоянное участие в работе экспертной группы «Косвенные налоги», вместе с представителями Минфина России, финансовых и налоговых ведомств Республики Белоруссия и Республики Казахстан.
Следует отметить, что в отношении российского законодательства именно ФНС России и экспертная группа «Косвенные налоги» являлись инициаторами приведения Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Со странами, входящими в Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) и Содружество Независимых Государств (СНГ), ФНС России сотрудничает в рамках работы Совета руководителей налоговых служб (СРНС) при Интеграционном комитете ЕврАзЭС и Координационного совета руководителей налоговых служб (КСРНС) государств–участников СНГ.
С 1998 года ФНС России принимает активное участие в работе СРНС и с 2001 года в КСРНС. Оба Совета являются органами отраслевого сотрудничества, осуществляющим координирующую деятельность налоговых органов на пространстве бывшего Советского Союза.
При этом КСРНС был создан с основной целью расширить положительный опыт, наработанный в рамках СРНС, на все государства-участники СНГ.
Основными направлениями деятельности указанных Советов являются:
содействие в реализации принятых межгосударственных и межправительственных соглашений и решений в области налоговой политики и налогового администрирования;
конструктивный профессиональный диалог между налоговыми органами государств-участников Советов;
выработка предложений по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств, регулирующих налоговую политику и налоговое администрирование.
Членами СРНС являются Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, Государственная налоговая служба при Правительстве Киргизской Республики, Федеральная налоговая служба, Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан.
Членами КСРНС, помимо вышеуказанных налоговых ведомств-членов СРНС, также являются: Министерство по налогам Азербайджанской Республики, Комитет по государственным доходам при Правительстве Республики Армения, Главная государственная инспекция по налогам при Министерстве финансов Республики Молдова и Государственная налоговая служба Республики Украина.
Основной формой деятельности Советов являются заседания, которые проводятся на постоянной основе один-два раза в год.
В заседаниях СРНС и КСРНС принимают участие руководители налоговых администраций, в исключительных случаях их заместители, а также представители рабочих групп, созданных при Советах.
Кроме того, в заседаниях КСРНС в качестве наблюдателей принимают участие руководители налоговых органов стран Балтии: Латвии, Литвы и Эстонии, а также представители Интеграционного комитета ЕврАзЭС и Исполнительного комитета СНГ.