ENG

Сергей Аракелов рассказал в интервью газете «Известия» как изменения в закон о банкротстве повлияют на бюджет, суды и компании

Дата публикации: 02.08.2017 11:48 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Президент РФ подписал поправки к закону о банкротстве и в КоАП, которые должны помочь взыскивать долги по налогам с конечных бенефициаров.

Сергей Аракелов в интервью «Известиям» рассказал о том, как налоговая теперь будет работать с банкротами и как можно противодействовать ситуациям, при которых многомиллиардные долги компаний покупаются за копейки. Кроме того, заместитель руководителя ФНС России сообщил об итогах передачи администрирования страховых взносов от ПФР, ФОМС и ФСС в налоговые органы в части банкротства.

Среди важных изменений в сфере банкротства, произошедших в последнее время, Сергей Аракелов отметил повышение роли суда в сборе доказательств и создании обеспечительных механизмов сохранности активов лиц, злоупотребления которых причинили убытки кредиторам. При этом развитие законодательства опирается на опыт иностранных правопорядков.

Раньше субсидиарная ответственность сводилась к получению заведомо неисполнимого судебного акта о взыскании задолженности с номинального менеджера бизнеса. В итоге – истинно виновные лица уходили от ответственности.

«Новый закон позволит нам просить суд наложить арест не только на собственное имущество ответчика, но и на активы подконтрольных ему лиц. Раньше приходилось ввязываться в постоянную процессуальную «погоню», когда активы каждого следующего должника таяли к моменту, когда мы получали новый исполнительный лист», - поясняет он.

Важно, что уточнено и понятие «контролирующие лица» — для исключения возможностей ухода от такого статуса реальных бенефициаров должника, виновных в причинении ущерба кредиторам.

Новые нормы, по словам Сергея Аракелова, направлены на преодоление практики избегания субсидиарной ответственности за счет ее покупки аффилированными лицами за копейки: «Были случаи, когда миллиардные долги покупали за сотни или десятки тысяч рублей. Причем внешне всё было законно. Сейчас кредитор сможет, не дожидаясь подобных торгов, перевести на себя право требовать возмещения ущерба от ответчика. Либо — требовать от арбитражного управляющего добиваться исполнения судебного акта через пристава».

«Мы серьезно повысили эффективность банкротства для бюджета. Если в 2015 году мы получали от банкротств около 28 млрд рублей в год, то в 2016 году — уже 64 млрд рублей в бюджет. При этом только за первое полугодие 2017 года уже есть поступления в размере 42 млрд. По сути, мы из года в год повышаем поступления в полтора-два раза. В первом полугодии 2017 года во внебюджетные фонды от нашего участия в процедурах банкротства поступило на 80% больше платежей, чем за аналогичный период прошлого года», - сообщил Сергей Аракелов.

«Мы ожидаем, что новый закон изменит поведение должников и долги будут платиться без банкротства или в принципе не будут формироваться под угрозой личной ответственности. Чем меньше будет уверенности в удачном уходе от долгов, тем больше будет мотивации исполнять обязательства, тем больше будет доверия в бизнесе», - резюмирует он.

С полным текстом интервью заместителя Федеральной налоговой службы Сергея Аракелова «Налоговая удваивает взыскания с банкротов» можно ознакомиться на сайте газеты «Известия»