ENG

Актуальные вопросы по получению квалифицированной электронной подписи

Дата публикации: 13.10.2021 17:09


1. Будет ли действовать КЭП, выданная ФНС, для работы в ЕГАИС, ПФР, ФСС, клиент банк и других площадках?

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. (П. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011№ 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ)).

По требованиям регулятора в области применения электронной подписи - Минцифры России, всем операторам информационных систем необходимо доработать свои информационные системы в соответствии с нормами Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Для получения информации о возможности использования квалифицированной электронной подписи, полученной в Удостоверяющем центре ФНС России, следует обращаться в службы поддержки операторов информационных систем.

2. Можно ли одновременно использовать КЭП, полученную в ФНС и у операторов электронного документооборота?

Получение КЭП в Удостоверяющем центре ФНС России не прекращает действие других КЭП, полученных в аккредитованных удостоверяющих центрах.

3. Надо ли устанавливать КриптоПро для использования КЭП, полученной в ФНС? Если да, то где его приобрести?

Для использования КЭП, полученной в Удостоверяющем центре ФНС России, необходим криптопровайдер КриптоПро CSP. Скачать КриптоПро CSP с ознакомительной полнофункциональной 90-дневной лицензией можно с официального сайта разработчика www.cryptopro.ru Приобрести лицензию КриптоПРО CSP можно у дилеров и дистрибьюторов ООО «Крипто-Про».

4. Операторы электронного документооборота уверяют, что их КЭП будут действовать до окончания ее срока действия, а не до 1 января 2022 года, правда ли это?

Регулятором в области применения электронной подписи является Минцифры России. Смотрите информационно-разъяснительное письмо Минцифры России от 10.08.2021 N ОП-П15-085-33604. Возможность применения КЭП зависит от того, когда коммерческий удостоверяющий центр получил аккредитацию, и когда была выпущена КЭП.

Когда УЦ получил аккредитацию

Когда выпущена КЭП

Особенности применения КЭП

В 2021 году

После переаккредитации

КЭП можно применять и после 1 января 2022 года, если ее срок не истек

В период с 1 июля до переоформления аккредитации

Подпись недействительна

До 1 июля

Если УЦ переоформил аккредитацию в 2021 году, то подпись можно применять и после 1 января 2022 года, если ее срок не истек

В прошлом году или раньше

До 1 июля

Подпись действительна максимум до конца 2021 года


Информация об аккредитации удостоверяющих центров размещена на официальном сайте Минцифры России в сети Интернет.

5. Как поступать с 1 января 2022 года, если ЕГАИС установлен в каждом магазине, а КЭП выдается на руководителя одна?

Возможность использования КЭП оценивает ее владелец. Руководитель ЮЛ может делегировать полномочия доверенностью на сотрудников организации, имеющих электронную подпись физического лица, выпущенную аккредитованным удостоверяющим центром.

С 01 января 2022 вступает в силу пункт 14 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ, в соответствии с которым электронная подпись юридического лица выдается исключительно на имя уполномоченного представителя ЮЛ/ИП, а сотрудники ЮЛ/ИП должны в своей деятельности применять электронную подпись физического лица.

Для подтверждения полномочий сотрудника ЮЛ/ИП на выполнение действий от имени ЮЛ/ИП, необходимо представлять машиночитаемую доверенность на его имя, подписанную электронной подписью уполномоченного представителя ЮЛ/ИП.

Машиночитаемая доверенность (МЧД) – доверенность, созданная в электронной форме и подписанная электронной подписью представителя ЮЛ/ИП, имеющего право на выполнение действий от такого ЮЛ/ИП без доверенности (уполномоченный представитель ЮЛ/ИП).

Формат такой машиночитаемой доверенности публикуется на официальных сайтах информационных систем, в которых предполагается применение указанных машиночитаемых доверенностей.

Для получения разъяснений, следует обращаться в службы поддержки операторов информационных систем.

6. Почему нельзя получить КЭП на ИП по нотариальной доверенности?

Получить КЭП ИП в Удостоверяющем центре ФНС России может лично индивидуальный предприниматель. Получение КЭП по доверенности законодательством не предусмотрено.

7. Возможна ли запись на один ключевой носитель нескольких закрытых ключей и сертификатов КЭП, если заявитель является руководителем нескольких юридических лиц?

Запись на один ключевой носитель нескольких закрытых ключей и сертификатов КЭП в случае, если их владельцем является одно лицо, возможна. Количество записанных закрытых ключей и сертификатов КЭП ограничено объемом памяти ключевого носителя.

8. Согласно Приказа ФНС России от 05.07.2021 № ЕД-7-24/717@ ПАО «Сбербанк России» является доверенным лицом Удостоверяющего центра ФНС России. Можно ли обратиться за получением квалифицированной электронной подписи в любой офис Сбербанка России или имеется список адресов для получения КЭП?

Информацию о местонахождении офисов доверенного лица Удостоверяющего центра ФНС России, в которых возможно получить КЭП от имени Удостоверяющего центра ФНС России, можно получить непосредственно у доверенного лица Удостоверяющего центра ФНС России.

9. Где можно приобрести ключевой носитель для записи КЭП?

Информация о местах приобретения носителей ключевой информации размещена на официальных сайтах производителей и специализированных онлайн-магазинов средств электронной и сетевой безопасности, а также на сайтах операторов электронного документооборота.