ENG

Нарушения процедуры производства по делу: последствия…

Дата публикации: 26.03.2014 06:50 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

С 03.08.2013 вступил в силу в соответствующей части Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", которая внесла дополнения в порядок разрешения налоговых споров. Так пункт 5 ст. 140 Налогового кодекса теперь гласит следующее:

«Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи».

Таким образом, вышестоящему налоговому органу теперь предоставлено право не просто отменять решения нижестоящих инспекций в случае установления процедурных нарушений, но и устранять их с сохранением результатов проведенных мероприятий налогового контроля в виде доначисления налогов, начисления пеней и применения санкций.

В чем могут выражаться такие нарушения, следует из положений статей 100 и 101, 101.4 НК РФ, а, именно: невручение акта, составленного по результатам контрольных мероприятий, и (или) неуведомление о времени и месте рассмотрения такого акта. Требования к вручению актов установлены статьями 100, 101.4 НК РФ и закреплены следующим образом:

  • в отношении актов налоговой проверки - акт в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен проверенному лицу или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае уклонения от получения акта  этот факт отражается в акте, и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма;
  • в отношении иных актов - акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Порядок уведомления лиц, в отношении которых составлены такие акты, специально не урегулирован статьями 101 и 101.4 НК РФ, вследствие чего подлежит применению норма п. 4 ст. 31 НК РФ: документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ. Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.