ENG

О результатах введения досудебного урегулирования любых налоговых споров

Дата публикации: 01.07.2014 12:43 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В феврале текущего года на сайте Управления ФНС России была опубликована статья под названием «Если Вы не согласны с налоговой…», в которой были освещены изменения, внесены в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ)   Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым с 01.01.2014 любые возникающие между налогоплательщиками и иными участниками налоговых правоотношений и налоговыми органами подлежат обязательному досудебному урегулированию.

Управлением на основании данных за период январь – май месяцы 2013 и 2014 годов проведен сравнительный анализ характера поступающих жалоб с целью определения последствий введения указанной нормы.

Так, за первые пять месяцев 2013 года в Управление поступило 99 жалоб плательщиков и иных лиц, подлежащих рассмотрению в рамках НК РФ, из них:

  • 65 жалоб были поданы в отношении результатов налоговых проверок;
  • 15 жалоб – на иные ненормативные акты в отношении плательщиков;
  • 13 жалоб - на решения, приняты по итогам иных мероприятий налогового контроля;
  • 6 жалоб - на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

За аналогичный период 2014 года поступило 130 жалоб плательщиков и иных лиц, подлежащих рассмотрению в рамках НК РФ, из них:

  • 75 жалоб были поданы в отношении результатов налоговых проверок;
  • 17 жалоб – на иные ненормативные акты в отношении плательщиков;
  • 26 жалоб - на решения, приняты по итогам иных мероприятий налогового контроля;
  • 12 жалоб - на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Таким образом, общее количество жалоб за сравниваемые периоды увеличилось на 31 единицу или на 24 %, количество жалоб, в отношении которых введен в текущем году обязательный порядок досудебного урегулирования, - всего на  21 единицу  или 62 %.

При этом результаты рассмотрения жалоб последней категории выглядят следующим образом:

  • в 2013 году из поданных 34 жалоб:
    • по 11 жалобам предмет спора был урегулирован до принятия решения;
    • 3 жалобы оставлено без рассмотрения по иным основаниям;
    • 20 жалоб рассмотрено;
    • 7 из них удовлетворено.
  • в 2014 году из поданных 55 жалоб:
    • оставлено без рассмотрения 2 жалобы по разным основаниям;
    • рассмотрено 53 жалобы;
    • 29 жалоб из них удовлетворено, при этом по 11 жалобам основанием для их удовлетворения явилось применение смягчающих ответственность обстоятельств и снижение штрафных санкций.

Таким образом, при наличии незначительного увеличения количества (на 21 единицу) жалоб, поступающих в отношении тех ненормативных актов и действий (бездействия), для которых теперь досудебный порядок разрешения споров является обязательным, имеет место значительное снижение процента удовлетворения жалоб.

Удельный вес обращений, при разрешении которых основанием для принятия решения в пользу плательщика действительно являлось неправильное применение норм законодательства о налогах и сборах, а не только лишь снижение размера налоговых санкций вследствие заявления плательщиками о наличии у них таковых обстоятельств, в 2014 году снизился с 90 % до 32,4 %, что позволяет говорить об улучшении качества работы налоговых органов Курганской области.