Дата публикации: 01.07.2014 12:43 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
В феврале текущего года на сайте Управления ФНС России была опубликована статья под названием «Если Вы не согласны с налоговой…», в которой были освещены изменения, внесены в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым с 01.01.2014 любые возникающие между налогоплательщиками и иными участниками налоговых правоотношений и налоговыми органами подлежат обязательному досудебному урегулированию.
Управлением на основании данных за период январь – май месяцы 2013 и 2014 годов проведен сравнительный анализ характера поступающих жалоб с целью определения последствий введения указанной нормы.
Так, за первые пять месяцев 2013 года в Управление поступило 99 жалоб плательщиков и иных лиц, подлежащих рассмотрению в рамках НК РФ, из них:
- 65 жалоб были поданы в отношении результатов налоговых проверок;
- 15 жалоб – на иные ненормативные акты в отношении плательщиков;
- 13 жалоб - на решения, приняты по итогам иных мероприятий налогового контроля;
- 6 жалоб - на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
За аналогичный период 2014 года поступило 130 жалоб плательщиков и иных лиц, подлежащих рассмотрению в рамках НК РФ, из них:
- 75 жалоб были поданы в отношении результатов налоговых проверок;
- 17 жалоб – на иные ненормативные акты в отношении плательщиков;
- 26 жалоб - на решения, приняты по итогам иных мероприятий налогового контроля;
- 12 жалоб - на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
Таким образом, общее количество жалоб за сравниваемые периоды увеличилось на 31 единицу или на 24 %, количество жалоб, в отношении которых введен в текущем году обязательный порядок досудебного урегулирования, - всего на 21 единицу или 62 %.
При этом результаты рассмотрения жалоб последней категории выглядят следующим образом:
- в 2013 году из поданных 34 жалоб:
- по 11 жалобам предмет спора был урегулирован до принятия решения;
- 3 жалобы оставлено без рассмотрения по иным основаниям;
- 20 жалоб рассмотрено;
- 7 из них удовлетворено.
- в 2014 году из поданных 55 жалоб:
- оставлено без рассмотрения 2 жалобы по разным основаниям;
- рассмотрено 53 жалобы;
- 29 жалоб из них удовлетворено, при этом по 11 жалобам основанием для их удовлетворения явилось применение смягчающих ответственность обстоятельств и снижение штрафных санкций.
Таким образом, при наличии незначительного увеличения количества (на 21 единицу) жалоб, поступающих в отношении тех ненормативных актов и действий (бездействия), для которых теперь досудебный порядок разрешения споров является обязательным, имеет место значительное снижение процента удовлетворения жалоб.
Удельный вес обращений, при разрешении которых основанием для принятия решения в пользу плательщика действительно являлось неправильное применение норм законодательства о налогах и сборах, а не только лишь снижение размера налоговых санкций вследствие заявления плательщиками о наличии у них таковых обстоятельств, в 2014 году снизился с 90 % до 32,4 %, что позволяет говорить об улучшении качества работы налоговых органов Курганской области.