Плательщики
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию — в качестве налогоплательщика НДПИ.
30 календарных дней
Постановка на учет осуществляется в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр — по месту нахождения участка, на территории соответствующего субъекта РФ. В случае нахождения
участка недр не на территории РФ — постановка на учет производится по местонахождению организации (либо физического лица) — пользователя.
Объект налогообложения
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;
- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
- полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ.
- общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
- добытые минералогические, палеонтологические и другие коллекционные материалы;
- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь), если при добыче они облагались в общеустановленном порядке;
- дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
- метан угольных пластов.
Подробнее (ст. 336 НК РФ)
Налоговые ставки
Главой 26 Налогового кодекса установлены следующие виды налоговых ставок:
- Адвалорные ставки (в процентах) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как стоимость добытого полезного ископаемого.
- Специфические ставки (в рублях за тонну) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как количество добытого полезного ископаемого.
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей)
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:
-
полезных ископаемых в части нормативных потерь;
Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.
Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.
- попутного газа;
- полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
- подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
- минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
- подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;
- полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах.
Подробнее (п.1 ст. 342 НК РФ)
Налоговый период
Определен в НК РФ как календарный месяц.
Виды добытого полезного ископаемого
В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по
своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия - стандарту организации.
Виды добытого полезного ископаемого
Видами добытого полезного ископаемого являются:
- горючие сланцы;
- уголь (антрацит и пр.);
- торф;
- углеводородное сырье (включая нефть, газ, газовый конденсат, метан);
- товарные руды черных, цветных и редких металлов;
- многокомпонентные комплексные руды;
- полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые при дальнейшей переработке;
- горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие);
- горно-химическое сырье, содержащее металлы (апатит-штаффелитовые, апатит-магнетитовые, маложелезистые апатитовые руды);
- горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц, кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-осковит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие);
- битуминозные породы;
- редкие металлы, являющиеся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах;
- неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк, известковый камень, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие);
- кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);
- природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
- полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, в том числе:
- лигатурное золото (сплав золота с химическими элементами, шлиховое или самородное золото), соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;
- концентраты;
- соль природная и чистый хлористый натрий;
- подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;
- сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий);
- сольизвлекаемые полезные компоненты (за исключением редких металлов), являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых.
Подробнее (п.2 ст. 337 НК РФ)
Налоговая база
Налоговой базой является:
количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на
участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;
стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:
- исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
- исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.
Расчеты:
1
Стоимость добытого полезного ископаемого
=
Количество добытого полезного ископаемого
*
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого
2
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого
=
или
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого
=
3
Выручка от реализации полезных ископаемых
=
Цена без учета НДС и акциза
-
Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы
по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:
Прямые расходы.
Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения
перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового
периода.
Косвенные расходы.
Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.
Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
Для определения расчетной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется:
-
прямым методом
(с помощью измерительных средств и устройств)
-
косвенным методом
(расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье)
В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций по добыче (извлечению) полезного
ископаемого из недр (отходов, потерь), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В случае применения прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого – количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь. Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.
Данные потери в пределах утвержденных нормативов облагаются по ставке ноль процентов (ноль рублей).
Сумма налога
^К началу страницы
рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 343 НК РФ как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.
Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых
Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) по каждому добытому полезному ископаемому.
28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по налогу представляется налогоплательщиком за каждый отдельно взятый период (не нарастающим итогом) в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Особенности налогообложения нефти
Налогообложению подлежит нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Налоговая ставка – специфическая, установлена в рублях за 1 тонну.
При этом ставка налога умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи
нефти.
Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном статьей 342.5 НК РФ.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 342 НК РФ предусмотрено основание налогообложения нефти по ставке НДПИ 0 рублей.
Особенности налогообложения газа горючего природного и газового конденсата
^К началу страницы
Налоговая ставка – твердая, умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс).
Налоговая ставка, установленная для газового конденсата, умножается также на корректирующий коэффициент Ккм и увеличивается на величину, равную произведению показателя КМАН и коэффициента 0,75.
При расчете налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя Еут и коэффициента Кс суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг).
Подпунктами 2, 13, 18, 18.1, 19 и 19.1 пункта 1 статьи 342 НК РФ предусмотрены основания налогообложения природного газа и газового конденсата по ставке НДПИ 0 рублей.
Особенности налогообложения угля
^К началу страницы
Налоговая ставка - специфическая, в рублях за 1 тонну в зависимости от вида (антрацита, угля коксующегося, угля бурого и иного угля).
Ставки корректируются на:
- коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по каждому виду угля, ежеквартально на каждый следующий квартал, и учитывающие изменение цен на уголь в Российской Федерации за предыдущий квартал.
- коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.
Коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по каждому виду угля (кроме коксующегося угля), ежеквартально на каждый следующий квартал, и учитывающие изменение цен на уголь в Российской Федерации.
Статьей 343.1 НК РФ предусмотрено уменьшение налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и
охраны труда. По своему выбору налогоплательщик может учесть указанные расходы как налоговый вычет по НДПИ либо учесть их при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с Главой 25 НК РФ.
Предельная величина налогового вычета рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр, и коэффициента Кт, определяемого в соответствии со статьей 343.1 НК РФ.
Коэффициенты-дефляторы определяются Минэкономразвития России ежеквартально на каждый следующий квартал. Информация о коэффициентах-дефляторах публикуется Минэкономразвития России в "Российской газете" не позднее 1-го числа 2-го месяца квартала, на который определяются коэффициенты-дефляторы.
Значение коэффициента Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике и не может превышать 0,3.
Особенности налогообложения драгоценных металлов
^К началу страницы
При добыче драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской
Федерации о драгоценных металлах.
(Учет драгоценных металлов и их концентратов осуществляется недропользователями в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"(ссылка)
и Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей
отчетности").
Существуют и особенности оценки стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений. Оценка производится, исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом
периоде цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
При отсутствии в налоговом периоде цен реализации химически чистого металла и вне зависимости от наличия реализации концентрата (полупродукта), содержащего драгоценные металлы, учитываются цены реализации химически чистого металла, сложившиеся в ближайшем
из предыдущих налоговых периодов.
При этом стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется исходя из доли содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого (отношение количества добытого полезного ископаемого
в пересчете на химически чистый металл к количеству добытого полезного ископаемого - концентрата (полупродукта)) и стоимости единицы химически чистого металла.
Участниками регионального инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованию, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации,
и направленного на добычу полезных ископаемых, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития
в Российской Федерации», начиная с налогового периода, в котором организация внесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов или получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития соответственно,
применяется коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), в размерах определенных статьей 342.3 и статьей 342.3-1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Часто задаваемые вопросы
Как определить налоговую базу по НДПИ, если добытые организацией полезные ископаемые не реализуются, а используются для дальнейшей переработки?
В соответствии с п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых и рассчитывается в соответствии
с п. 1 ст. 340 настоящего Кодекса одним из следующих способов:
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
-
исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что определение налоговой базы по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых применяется исключительно в случае,
если они налогоплательщиком не реализуются. Так как добытые организацией, о которой идет речь в ситуации, полезные ископаемые не реализуются, а используются для дальнейшей переработки, то налоговая база по НДПИ определяется исходя из расчетной
стоимости добытых полезных ископаемых.
Должна ли компания исчислять и уплачивать НДПИ, если полезные ископаемые извлекают из отходов собственного добывающего производства?
Если организация из собственных отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств извлекает полезные ископаемые, то для того, чтобы не платить НДПИ нужно подтвердить факт, что налог при добыче полезных ископаемых из недр был уже уплачен (
подп. 4 п. 2 ст. 336 НК). Однако есть исключение из правил. НДПИ все же придется заплатить, если добыча полезных ископаемых из отходов подлежит
отдельному лицензированию (
п. 1 ст. 336 НК).
Особенности регионального законодательства
Информация ниже зависит от вашего региона (45 Курганская область)
Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
На территории Курганской области установлен следующий перечень общедоступных полезных ископаемых:
- Галька, гравий, валуны;
- Глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);
- Диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности);
- Магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности);
- Мергель (кроме используемого в цементной промышленности);
- Пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);
- Песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы;
- Сапропель (кроме используемого в лечебных целях);
- Суглинки (кроме используемых в цементной промышленности);
- Торф (кроме используемого в лечебных целях).
Перейти Перечень общедоступных полезных ископаемых по Курганской области утвержден Распоряжением МПР России и Администрации (Правительства) Курганской области от 18 мая 2006 г. N 24-р/01-136р