ENG

О «серых» зарплатах Семь вопросов Сергею Зиновьеву, заместителю руководителя УФНС России по Липецкой области

48 Липецкая область

Дата публикации: 28.08.2013

Издание: Липецкая газета
Тема: налоги
Источник:  http://lg.lpgzt.ru/aticle/33050.htm

В администрации Липецкой области состоялось первое заседание ре­гиональной комиссии по обеспечению взаимодействия правоохранительных и налоговых органов по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений налогового законодательства. Распоряжение о ее создании подписал глава администрации области Олег Королев. Таким образом местные власти намерены усилить работу по активизации налоговых поступлений в бюджет. О том, что предпринимается в борьбе с нарушениями налогового законодательства, связанными в том числе с выплатой «серых» зарплат, «ЛГ» рассказал заместитель руководителя областного управления Федеральной налоговой службы Сергей Зиновьев.

1. На одном из недавних совещаний глава администрации Липецкой области Олег Королев усомнился в том, что декларируемые официальной статистикой размеры зарплат в регионе соответствуют реальным. Чем, на ваш взгляд, вызвано недоверие?

— Излишне скромными суммами, которые якобы платят работникам многочисленные фирмы и фирмочки. Трудно представить, чтобы зарплата строителей вдруг оказалась ниже средней по области. Такого никогда не было. Однако нынешним летом случилось. Жалованье маляров, штукатуров, плотников и даже дефицитных и, как следствие, высокооплачиваемых каменщиков скатилось до пятнадцати с небольшим тысяч рублей.

На это, судя по всему, и обратил внимание губернатор и попытался разобраться, в чем причина «финансового спада». У строителей не оказалось работы? Перестали платить заказчики? До заоблачных высот взлетели издержки? Да ничего особенного из ряда вон не происходило и не происходит. Стройконторы, как и прежде, работают, развиваются, осваивают миллионы. Иногда, кстати, бюджетные. Вот только делиться с бюджетом некоторые из них, к сожалению, категорически не желают. Они и пытаются экономить на налогах и выдают «вбелую» лишь часть зарплаты, а неучтенные деньги доплачивают в конвертах. Смысл, разумеется, не в экономии 13-процентного налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которые вычитаются в бюджет из денег работников предприятия. «Серые» зарплаты — самый распространенный способ «оптимизировать» соцналог, повышение которого в свое время вызвало демонстративный демарш части предпринимателей, поспешивших либо закрыть легальный бизнес, либо отыскать иной вариант сокращения расходов.

2. Насколько широко применяются незаконные схемы при выплате заработной платы в области?

— Должен уточнить: налоговая служба изучает деятельность «белого» сектора экономики. И если в ходе этого исследования вдруг выясняется, что не все операции нашего клиента законны, он немедленно становится клиентом правоохранительных структур. Это — во-первых. Во-вторых, вряд ли кто-то готов достаточно точно подсчитать объем «серых» зарплат, получаемых россиянами. Некоторые экономисты пытаются это делать. И называют самые разные цифры. То 10-15, то 25 процентов, то 50. Но такие подсчеты мало чем отличаются от гадания на кофейной гуще.

Наверное, нужно признать, что большинство правонарушений в налоговой сфере носят латентный, скрытый характер. И их причиной, как правило, становится неустойчивая ситуация в экономике либо даже слухи о грядущих катаклизмах. Последних сегодня предостаточно.

3. Как налоговые «уклонисты» попадают в поле зрения налоговой службы?

— Мы достаточно пристально отслеживаем ситуацию в экономике региона, а также на рынках труда. С введением электронного документооборота делать это стало намного проще, чем прежде. Надо лишь уметь отыскивать в море информации в Интернете ключевые моменты, которые могут косвенно свидетельствовать, скажем, о существовании на предприятии резервов увеличения поступлений налога на доходы физических лиц. Что имеется в виду и что способно стать таким свидетельством? Например, необъяснимо низкий размер официальной оплаты труда сотрудников, уступающий среднеотраслевому уровню.

Это уже достаточный повод для предметной беседы в налоговой службе. Уточню: наши работники никого не готовы подозревать во всех смертных грехах априори. Есть понятие презумпции невиновности. Тем не менее мы пытаемся убедить предпринимателя в том, что не платить среднюю зарплату работнику в нашей области по меньшей мере неприлично. Насколько эффективны такие беседы? Часто — вполне.

Причиной встреч с предпринимателями становятся и звонки липчан. Создание специальной телефонной линии для жалоб и сигналов в свое время вызвало массу отзывов в прессе. В том числе и негативных. Но это издержки нашей истории. В нормальном обществе такого рода сигналы только приветствуются, потому что в том числе и с их помощью поддерживаются порядок и закон и в экономике, и в обществе.

Звонят самые разные люди. Разумеется, разгневанные доб­ропорядочные бизнесмены, дисциплинированно выплачивающие и зарплаты, и налоги. Кому понравится, когда тебя пытается обойти в конкурентной борьбе делец, обходящий законы? Жалуются работники, получающие зарплаты в конверте. Безусловно, каждое такое обращение тщательно проверяется и лишь после этого принимается решение о дальнейших действиях.

4. В каких отраслях в основном практикуются зарплаты в конверте?

— Главный критерий здесь не столько отрасль, сколько размеры предприятия. Чем предприятие больше, тем оно прозрачнее. Парадокс, но жители региона, неплохо осведомленные о том, что средняя зарплата на крупнейшем предприятии региона Новолипецком комбинате колеблется у отметки в 40 тысяч рублей, не имеют ни малейшего представления о размерах зарплаты на хлебокомбинате. Ну а доходы небольших фирм, занятых в сфере услуг или в розничной торговле, известны исключительно их руководителям.

Предприятия, в которых один руководитель и один бухгалтер, — вообще питательная среда для антиналоговых экспериментов. Именно в таких конторах числится, например, значительная часть мигрантов, занятых в строительстве. И несмотря на то, что генпод­рядчиками на большинстве объектов становятся солидные компании, большинство работ выполняют гастарбайтеры. А их интересы работодатели, мягко говоря, никогда не считали приоритетом. Отсюда, возможно, и шокирующие липчан зарплаты. Проблемой в какой-то мере пока остается и учет организаций и индивидуальных предпринимателей из других регионов, работающих на территории области. Более того, московские холдинги, владеющие дочерними компаниями в регионе, как правило, выводят основные прибыли в столицу. Пока не удается найти и действенного механизма, который побуждал бы «домовладельцев», сдающих квартиры в аренду, платить подоходные налоги. А их тоже немало.

 5. Для рядового работника «серые» зарплаты — это однозначное зло или, может быть, если учесть масштабы скрытой безработицы, все-таки благо?

— Если жить одним днем, может быть, и благо. «Серая» добавка в 15 тысяч рублей к «нарисованным» в ведомости пяти или семи тысячам — это очень солидная сумма, и на это иногда «покупают» молодых и способных сотрудников. А если подумать о будущем, и даже не столь отдаленном, как пенсия, надо посчитать и попытаться ответить на самые простые вопросы. Например, что вы будете делать, если через несколько лет вдруг захотите приобрести квартиру. Полезете в кошелек за накоплениями? Вряд ли хватит. Да и ипотека получателю семи законных тысяч, скорее всего, не светит, как и кредиты банков. От болезней тоже лучше заречься — на что покупать лекарства. А получающим «серые» зарплаты дамам, возможно, придется отказаться и от беременности. При исчислении декретных выплат использоваться будет не реальный, а бумажный размер зарплаты.

6. Насколько введение прогрессивного налога на доходы с максимумом не в нынешние 13, а в 35 процентов приемлемо для России?

— Пользоваться плоской шкалой, безусловно, проще. Более того, в начале нулевых годов, когда она была введена, «уравниловка» дала очень существенную прибавку в бюджет. От налогов перестали бегать. Их начали платить. И это безу­словный плюс. Однако надо признать, что с точки зрения социальной справедливости прогрессивная шкала налого­обложения, действующая во многих странах Европы, как нельзя лучше соответствовала бы и российским реалиям. Сомнения лишь в том, будет ли работать новая система или бизнес вновь отправится в бега.

7. Что делается для того, чтобы эффективнее бороться с правонарушениями в налоговой сфере и увеличить поступления в бюджет?

— В первом полугодии на заседаниях межведомственных комиссий были заслушаны около полутора тысяч работодателей, после чего свыше 1100 из них (76 процентов) добровольно повысили заработную плату работникам. В бюджет дополнительно поступило более 7,2 миллиона рублей.

Профилактическая работа, проведенная с владельцами 48 предприятий, задолжавшими наряду с НДФЛ и зарплату персоналу на общую сумму 84 миллиона рублей, побудила хозяев выплатить рабочим 18,1 миллиона рублей. Параллельно в бюджет был перечислен и НДФЛ в размере 2,4 миллиона рублей. Работа налоговых органов в этом направлении будет продолжена.