ENG

В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 27.02.2019 16:06

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 26 февраля 2019 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

В мероприятии приняли участие представители Правительства Новгородской области, региональных министерств, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области, контрольно-надзорных ведомств (Прокуратуры, Следственного управления Следственного комитета, УМВД Новгородской области), общественных организаций, Общественной палаты Новгородской области, Общественного совета при УФНС России по Новгородской области, Торгово – промышленной палаты, представители бизнес-сообщества, а также целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия – всего 81 человек. 

Публичные слушания помогают сделать деятельность налоговых органов более прозрачной для налогоплательщиков и повышают уровень доверия к контролирующим органам.

Как подчеркнул в своем выступлении заместитель руководителя УФНС России по Новгородской области А.М.Пуркис, налоговая служба  открыта  к общению и готова к выстраиванию  партнерских отношений  с бизнес-сообществом. Поэтому основной целью  обсуждений  является  информирование субъектов экономической деятельности об изменениях налогового законодательства,  ознакомление с  новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности.

ФНС России стремится предупредить совершение налогового правонарушения, раскрывая перед налогоплательщиком основные принципы контрольной работы и предлагая ему более сознательно подойти к выбору бизнес - решений с учетом информации о рисках применения отдельных схем.

Налоговыми органами Новгородской области активно проводится политика открытого диалога с налогоплательщиками, направленная на предупреждение налоговых нарушений. Результатом такого подхода к налоговому администрированию стало снижение количества выездных налоговых  проверок.

Так, за 2018 год налоговыми органами области проведено 39 выездных  налоговых проверки, что на 36 % меньше, чем в 2017 года, дополнительно начислено в бюджет платежей в сумме 139 млн. рублей. В ходе проведения камеральных налоговых проверок дополнительно начислено в бюджет 187 млн. рублей. По результатам контрольной работы взыскано в бюджет 413 млн. рублей.

Кроме того, по результатам контрольно – аналитической работы за 2018 год в бюджет поступило 701 млн. рублей. Налогоплательщиками было добровольно представлено около 1,7 тыс. уточненных деклараций, в которых на 107 млн. руб. увеличены налоговые обязательства, на 12 млн. руб. уменьшены ранее заявленные суммы НДС, на 99 млн. руб. уменьшен ранее заявленный убыток, что позволит исчислить налог на прибыль с более высокой налоговой базы. 

Проведены 124 проверки по вопросам соблюдения законодательства, регламентирующего применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, нарушения выявлены в ходе 122 проверок. По результатам выявленных нарушений предъявлены штрафные санкции на сумму 3,4 млн. руб., взыскано 1,8 млн. рублей.

На текущем этапе акцент  контрольной работы налоговых органов смещен на информирование налогоплательщиков о возможных рисках, стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем ухода от налогообложения. Определяющим условием данного процесса является осознание налогоплательщиками осведомленности налоговых органов о результатах их финансово-хозяйственной деятельности, способах ее осуществления и, как следствие, суммах реальных налоговых обязательств, подлежащих уплате в государственный бюджет.

Данная система налогового контроля будет способствовать созданию комфортных условий для добросовестных налогоплательщиков, формированию единого правового и налогового поля, созданию равных условий для всех субъектов бизнеса, а также устранению необоснованных конкурентных преимуществ, которые организации получают за счет экономии на налогах, применяя незаконные и «серые» схемы ведения бизнеса.

Темами публичных обсуждений стали: соблюдение законодательства о применении контрольно - кассовой техники; осуществление налоговыми органами Новгородской области полномочий органа валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства; особенности исчисления и уплаты страховых взносов.

Начальник отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 9 по Новгородской области Н.А.Елисеева своем выступлении отметила, что 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ, который запустил масштабный проект по модернизации имеющегося парка контрольно-кассовой техники, а именно его замены на кассы нового поколения – онлайн-кассы.

Реализация нововведений направлена на изменение принципов работы контрольных органов в части внедрения новой системы администрирования применения ККТ и повышение уровня прозрачности наличных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа в сфере торговли и услуг.

Изначально переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники предполагал 2 основных этапа: с 1 июля 2017 года и с 1 июля 2018 года.

Для снижения нагрузки, прежде всего на малый бизнес, был принят ряд законодательных актов. Так, принятым Федеральным законом от 27.11.2017 № 337-ФЗ до 1 июля 2019 года предоставлена отсрочка по переходу на онлайн-кассы для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и выполняющих работы, а также для индивидуальных предпринимателей на ЕНВД и ПСН, осуществляющих розничную торговлю и оказывающих услуги общественного питания и торговлю с использованием вединговых автоматов, но только без привлечения наемных работников.

Т.е. с 1 июля 2019 года (третий и заключительный этап перехода) все организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги и выполняющие работы, будут обязаны применять ККТ (ранее данная категория налогоплательщиков могла либо применять ККТ, либо выдавать покупателям бланки строгой отчетности). Также, с 1 июля 2019 года на обязательное применение ККТ переходят все предприниматели, осуществляющих розничную торговлю и оказывающие услуги общественного питания, у которых нет наемных работников.

Важное изменение внесено Федеральным законом № 349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому, индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в размере до 18000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники. В расходы по приобретению ККТ включаются затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, а также на выполнение сопутствующих работ по настройке онлайн-кассы.

За нарушение законодательства в области применения ККТ введены серьезные штрафные санкции. Например, неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение штрафа в соответствии с частью 2 ст. 14.5  КоАП РФ:  на должностных лиц и предпринимателей - в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.; на организацию - в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

На сегодняшний день на территории Новгородской области зарегистрировано более 12 500 онлайн-ККТ, в т.ч. в Великом Новгороде зарегистрировано более 6000  онлайн-касс.

Старший государственный налоговый инспектор отдела налогообложения юридических лиц и камерального контроля Л.В.Трофимова осветила основные вопросы валютного контроля, полномочиями по исполнению которых ФНС России и её территориальные органы наделены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.

Л.В.Трофимова остановилась на основных нарушениях валютного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность. По результатам проверок проведенных налоговыми органами региона за 2018 год составлено 89 протоколов об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ, что на 10 % больше по сравнению с 2017 годом. Предъявлено штрафных санкций на общую сумму 694  тыс. руб., что больше на 20 % по сравнению с 2017 годом). Общая сумма штрафных санкций, уплаченных (взысканных) в 2018 году, составила 743 тыс. руб., данный показатель по сравнению с показателем 2017 года увеличился на 50 %.

С докладом об особенностях исчисления и уплаты страховых взносов выступила старший государственный налоговый инспектор отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов Управления Н.Н.Климова.

За 2018 год страховых взносов поступило 20,4 млрд. руб., рост к аналогичному периоду 2017 года составил 1,5 млрд.руб. или 108,2%, что выше темпа роста номинальной начисленной з/пл в нашем регионе по данным органов статистики на 0,9 %.

При сдаче отчетности, плательщики зачастую сталкиваются с отказами со стороны налоговых инспекций в принятии расчетов и с уведомлениями о предоставлении пояснений к расчетам. На сегодняшний день наиболее часто встречающиеся ошибки, являющиеся причиной отказа в приеме расчета, выявляются в ходе форматно-логического контроля. Все ошибки условно можно разделить на три вида: несоответствие персональных данных застрахованных лиц; отклонения в суммовых показателях расчета; ошибки при сравнении показателей расчета и формы 6-НДФЛ.

Налоговыми органами активно ведется работа по легализации доходов, выплачиваемых работодателями в пользу работников. Ежегодно формируется перечень работодателей, выплачивающих низкую заработную плату, в отношении которых ведется мониторинг.

В целях контроля за полнотой поступления налога на доходы физических лиц и страховых взносов, при Администрациях муниципальных районов и городского округа Новгородской области, а также при Правительстве Новгородской области  созданы межведомственные комиссии по легализации налоговой базы. В состав комиссий помимо налоговых органов входят представители Прокуратуры, органов МВД, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственной инспекции по труду. Одним из главных вопросов рассмотрения на межведомственных комиссиях является своевременная и полная уплата НДФЛ и страховых взносов налоговыми агентами; а также усилен контроль в отношении организаций, требующих легализации начисленной заработной платы (ФОТ), имеющих задолженность по НДФЛ и страховых взносов за текущий год и предшествующие периоды.

Так, в 2018 году  проведено 266 заседаний межведомственных комиссий, на которых рассмотрена деятельность 2543 налогоплательщиков, по вопросам выплаты заработной платы ниже, чем по виду экономической деятельности, и наличия задолженности по налогам и страховым взносам. После рассмотрения на комиссии повысили заработную плату 76,6 % плательщиков.

Результат деятельности комиссий: от повышения з/платы дополнительно поступило в бюджет НДФЛ – 30,2 млн.руб. и 69,8 млн.руб. страховых взносов; дополнительно поступило от должников НДФЛ – 73,6 млн.руб., страховых взносов – 176,7 млн.рублей.

Такая форма контроля имеет неплохие результаты, как в части увеличения поступлений налогов и страховых взносов в бюджеты всех уровней, так и в части повышения заработной платы работникам, что, безусловно, положительно сказывается на социально – экономическом развитии Новгородской области.

В завершение слушаний специалисты налоговой службы ответили на все вопросы присутствующих  представителей налогоплательщиков.

Подводя итоги мероприятия, А.М.Пуркис отметил, что смещение акцентов с выездного контроля в сторону аналитической составляющей, прежде всего направленной на предупреждение нарушений налогового законодательства - главная задача налоговых органов на предстоящий период.