ENG

Информационно-аналитический обзор по исполнению обращений граждан за III квартал 2022 года

Дата публикации: 08.11.2022 12:27

За III квартал 2022 года в налоговые органы Новосибирской области поступило 19989 обращения граждан, в том числе в Управление – 907 обращений. Количество обращений, поданных гражданами через электронные сервисы, составило 13748 единиц или 68,8% от общего количества поступивших обращений, в том числе с использованием Интернет-сервиса «Обратиться в ФНС России» – 1673 единицы или 8,4% от общего количества поступивших обращений, с использованием Интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика» поступило 12065 Интернет-обращений или 60,4% от общего количества; также 10 обращений поступило с сайта GOSUSLUGI.RU.

По сравнению с аналогичным периодом 2021 года количество обращений увеличилось на 44,2% (за III квартал 2021 года поступило 13865 обращений).
Количество обращений, поданных гражданами через электронные сервисы, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, увеличилось на 37,4% (за III квартал 2021 года таких обращений 10009 единиц), доля поступивших через электронные сервисы обращений в общем количестве поступивших обращений уменьшилась на 3,4 п.п. и составила 68,8% против 72,2% в аналогичном периоде прошлого года. Следует отметить, что увеличение количества обращений граждан в текущем периоде является «техническим» и не свидетельствует о реальном росте количества обращений, поскольку сравнение производится с данными того периода 2021 года, в котором произошла реорганизация налоговых органов Новосибирской области, когда количество подведомственных инспекций уменьшилось с 15 до 9, при этом часть данных о количестве обращений в реорганизуемых инспекциях не могла быть учтена.

Количество обращений, поступивших с использованием Интернет-сервиса «Обратиться в ФНС России», по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось на 12,4% (в III квартале 2021 года поступило 1488 обращений), при этом доля данных обращений в общем количестве в III квартале текущего года меньше на 2,3 п.п. (в аналогичном периоде прошлого года доля этих обращений составила 10,7%).
Количество обращений граждан, поступивших с помощью Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», увеличилось на 41,8% (за III квартал 2021 года поступило 8510 обращений), и их доля в общем количестве меньше, чем в III квартале прошлого года, на 1 п.п. и составила 60,4% против 61,4% в аналогичном периоде прошлого года.

Количество обращений, поступивших в отчетном периоде в Управление, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (654 ед.) увеличилось на 38,7% и составило 907 единиц.
Значительное количество обращений касались вопросов по налогу на доходы физических лиц (127 обращений или 14,0% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты НДФЛ, в том числе при вступлении в наследство, вопросы о порядке предоставления налоговых вычетов при приобретении и продаже имущества, а также социальных налоговых вычетов.
Ряд обращений содержали вопросы по контролю и надзору в налоговой сфере (113 ед. или 12,5% от общего количества). В своих обращениях авторы информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности. Также поступали обращения с вопросами, касающимися применения контрольно-кассовой техники.
Также от граждан поступали обращения с вопросами о задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (111 обращений, или 12,2% от общего количества). В своих обращениях заявители высказывали несогласие с образованием у них задолженности по налогам, страховым взносам, уточняли причины возникновения задолженности и начисления пени.
Существенный удельный вес обращений граждан составляли вопросы уклонения от налогообложения (95 обращений или 10,5% от общего числа поступивших в Управление). В своих обращениях заявители просили провести проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет, в том числе от сдачи помещений в аренду.
Одновременно с этим, значительное количество обращений содержало вопросы по обжалованию решений государственных органов и должностных лиц, споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера действий (бездействия) должностных лиц (66 ед. или 7,3% от общего количества).
Поступали обращения в отношении расчетов наличными денежными средствами без применения контрольно-кассовой техники. Граждане сообщали о допущенных нарушениях (55 обращений, или 6,1% от общего количества).
Оставались актуальными обращения, касающиеся вопросов оказания услуг в электронной форме, пользования информационными ресурсами (31 обращение, или 3,4% от общего количества). Заявители запрашивали сведения об открытых банковских счетах.

Количество обращений, поступивших в отчетном периоде в инспекции ФНС России Новосибирской области, составило 19082 ед., что на 44,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (13211 ед.).
Среди поступивших в отчетном периоде в подведомственные инспекции обращений граждан наиболее многочисленные группы составляют обращения, связанные с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц – 4468 ед. или 23,4% от общего количества, обращения по вопросам задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 4181 ед. или 21,9%, по вопросам налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов –1410 ед. или 7,4%.

Для устранения причин, способствующих повышенной активности авторов обращений, за III квартал 2022 года проведено 12 вебинаров и круглых столов для налогоплательщиков по актуальным темам, а также публичные обсуждения по рискам совершения налоговых правонарушений.
Представители Управления приняли участие в проведении единого дня приема граждан в Региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия» Д.А. Медведева в Новосибирской области по вопросам защиты прав предпринимателей.
В III квартале 2022 года Управлением в целях использования при проведении информационной кампании для налогоплательщиков подготовлены и доведены до ИФНС России Новосибирской области аудиоролик и видеоролик о преимуществах Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц.
Подготовлено и доведено до ИФНС России Новосибирской области 5 видов информационных листовок с актуальной информацией для размещения на информационных стендах и в местах массового пребывания населения.
В течение III квартала 2022 года проведено 9 информационных кампаний для налогоплательщиков.
В региональных и местных СМИ опубликовано 132 материала; в региональном блоке официального Интернет-сайта ФНС России размещено 137 материалов.