ENG

На публичных слушаниях обсудили вопросы получения квалифицированного сертификата проверки электронной подписи

Дата публикации: 28.01.2022 10:37

27 января в Управлении Федеральной налоговой службы по Оренбургской области состоялось публичное слушание по вопросам выдачи квалифицированного сертификата проверки электронной подписи (далее - КСПЭП) в Удостоверяющем центре ФНС России.

Начальник отдела информационной безопасности Управления Сергей Фоменко рассказал, что выдачу квалифицированной электронной подписи в 2022 году осуществляют:
  • УЦ ФНС России и доверенные лица: юридическим лицам, ИП и нотариусам (за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 17.2 63-ФЗ, т.е. за исключением юрлиц и ИП кредитно-финансовой сферы и организаций, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы РФ, подлежащие казначейскому сопровождению);
  • УЦ Банка России: кредитным организациям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и ИП, осуществляющим указанные в ч.1 ст. 76.1 Федерального закона 86-ФЗ виды деятельности, должностным лицам Банка России;
  • УЦ Федерального казначейства: лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностным лицам госорганов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений и организаций;
  • Аккредитованные УЦ: физическим лицам (при участии в правоотношениях физического лица без полномочий на действия от имени других физических или юридических лиц) и работникам организаций до 01.03.2022 года.

Также Сергей Фоменко напомнил о том, что за услугой по выдаче электронной подписи руководителю организации или индивидуальному предпринимателю необходимо лично обратиться в любой территориальный налоговой орган, имеющий точку выдачи УЦ ФНС России (адреса точек выдачи указаны на сайте ФНС России) или доверенным лицам УЦ ФНС России (ПАО «Сбербанк», АО «Аналитический центр», ПАО «Банк ВТБ»).

С помощью сервиса «Онлайн-запись на прием в инспекцию» на сайте ФНС России возможна предварительная запись на прием в инспекцию за получением данной услуги.
Для получения электронной подписи (далее - ЭП) необходимо при себе иметь: документ, удостоверяющий личность; СНИЛС; сертифицированный ФСТЭК или ФСБ России ключевой носитель информации формата USB (Type А) (токен).

Сергей Фоменко отметил особенности использования ЭП УЦ ФНС России:
  • ЭП на руководителя организации, ИП или нотариуса в УЦ ФНС России выдается ровно в одном экземпляре, при перевыпуске ЭП на туже самую организацию или ИП, предыдущая ЭП аннулируется;
  • ЭП выпускается на сертифицированном ФСБ или ФСТЭК России ключевом носителе (токене) и программно ставится ограничение на её неизвлекаемость (неэкспортируемая ЭП);
  • для использования ЭП необходимо подготовить рабочее место: приобрести средство криптозащиты КриптоПро CSP, установить его на компьютер;
  • срок действия сертификата составляет 15 месяцев.

Сергей Фоменко обратил внимание, что если организация или ИП самостоятельно подписывают все документы и сдают отчётность, то лучше уже «сегодня» получить ЭП в УЦ ФНС России и не ждать окончания действия ЭП, выданной в аккредитованном удостоверяющем центре. Это дает «ложную» надежду налогоплательщикам не обращаться за данной услугой в УЦ ФНС России, что вызывает опасение накопления большого числа налогоплательщиков, впервые обратившихся в УЦ ФНС России, к окончанию срока действия ЭП, выданной аккредитованным УЦ.

Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Если подойдёт срок сдачи отчётности, а у ЮЛ или ИП не будет ЭП, подписать и сдать отчёты не получится, а это чревато штрафами и другими санкциями, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, чтобы в течение 2022 года у вас был действующий сертификат ЭП, выданный УЦ ФНС России.

В заключении были даны ответы на вопросы слушателей.


Перейти Информационные материалы по публичным обсуждениям