ENG

Сегодня на брифинге в УФНС России по Орловской области журналисты узнали о досудебном порядке в сфере государственной регистрации

Дата публикации: 30.09.2014 17:25 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Сегодня на брифинге, который проходил в Управлении Федеральной налоговой службы по Орловской области, журналистам орловских областных и городских средств массовой информации рассказали о досудебном порядке в сфере государственной регистрации.
 
В брифинге принимали участие: заместитель руководителя регионального Управления Федеральной налоговой службы Е.В. Сапожникова, и.о. начальника отдела регистрации и учёта налогоплательщиков УФНС России по Орловской области Е.В. Гарцева.
 
Говоря об изменениях в законодательстве, Е.В. Сапожникова рассказала, что 22 августа 2014г. вступил в силу Федеральный закон №241-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Теперь граждане и организации могут использовать детально регламентированный механизм досудебного урегулирования споров с регистрирующим органом.
 
Елена Валентиновна отметила, что процедура введена в первую очередь для упрощения механизма обжалования решений регистрирующих органов, повышения оперативности и эффективности рассмотрения споров об отказах, снижения расходов на обжалование и разгрузки судов от этих специфичных разбирательств.
 
Примером для данной процедуры послужила система досудебного рассмотрения налоговых споров, предусмотренная главами 19 и 20 Налогового кодекса Российской Федерации, которая успешно реализована на практике органами Федеральной налоговой службы. Учтены все особенности, обусловленные гражданско-правовым характером отношений по государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
 
До этого действующий механизм досудебного обжалования касался, прежде всего, случаев нарушения порядка оказания государственных услуг по государственной регистрации и регулировался Административным регламентом оказания услуг по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утвержденным приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. №87н), когда заявитель мог обратиться с жалобой в случаях:
 
нарушения срока регистрации представленных в инспекцию документов;
нарушения срока предоставления государственной услуги;
требования у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
отказа в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, у заявителя;
отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;
затребования с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;
отказа инспекции, предоставляющей государственную услугу, ее должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
 
Теперь наряду с этим, заявитель вправе обжаловать в досудебном порядке решения регистрирующих органов о государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации в порядке, предусмотренным главой 8.1 Закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
 
И.о. начальника отдела регистрации и учёта налогоплательщиков УФНС России по Орловской области Е.В. Гарцева рассказала журналистам, что согласно новому закону решения об отказе в регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
 
Решения о регистрации организаций могут обжаловаться как в судебном порядке, так и путем подачи жалоб в вышестоящие регистрирующие органы.
 
Таким образом, для обжалования отказа теперь обязательно нужно сначала подать жалобу в вышестоящий регистрирующий орган (УФНС по Орловской области), дождаться решения по этой жалобе и только после этого, если необходимый результат не достигнут, подать жалобу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Центральный аппарат ФНС) и/или иск в суд.
 
Подать жалобу на решение регистрирующего органа может тот, чьи права данным решением были нарушены.
 
Жалоба может быть подана как в регистрирующий орган, вынесший решение, так и в вышестоящий регистрирующий орган. Для скорейшего рассмотрения заявителю следует выбрать первый путь. В этом случае регистрирующий орган, решение которого обжалуется, направляет жалобу в течение 3 дней со дня ее поступления в вышестоящий орган вместе с документами, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение.
 
Установленные требования к форме и содержанию жалобы и сроку ее подачи основаны на существующей практике регулирования досудебных и судебных процедур. Для обжалования решения в административном порядке определен 3-х месячный срок. Предусмотрена возможность восстановления по ходатайству лица, подающего жалобу, пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы.
Жалоба может быть подана в простой письменной форме непосредственно, направлена почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
 
Срок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней установлен в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Продление этого срока на 10 дней допускается только для получения дополнительных документов от заявителя, подающего жалобу, либо регистрирующего органа.
Результатом рассмотрения жалобы могут быть три вида решений:
 
— об оставлении жалобы без рассмотрения (из-за нарушений процедуры подачи жалобы);
— об отмене решения регистрирующего органа;
— об оставлении жалобы без удовлетворения.
Если жалоба оставляется без рассмотрения по формальным основаниям, то на принятие соответствующего решения отводится 5 рабочих дней, на сообщение заявителю — 3 дня.
 
Признанное незаконным решение регистрирующего органа отменяется. Если это было решение о регистрации, в реестры вносится соответствующая запись, если об отказе в регистрации – регистрирующий орган обязан в 5-тидневный срок повторно рассмотреть документы, представленные для государственной регистрации.
 
Таким образом, изменения в законодательстве дают как налоговым органам, так и заявителям эффективный инструмент для урегулирования споров, устранения допущенных ошибок без длительных судебных тяжб. Документ ввел понятную и сравнительно простую, и что более важно, бесплатную процедуру обжалования.