ENG

Порядок хранения документов, подтверждающих объем понесенного убытка

Дата публикации: 31.10.2012 11:43 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

На основании п.4 ст.283 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение  всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Согласно п. 8 ст. 274 НК РФ убытком является отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения. Если налогоплательщик в отчетном (налоговом) периоде получил убыток, то налоговая база в данном периоде признается равной нулю. Порядок составления расчета базы по налогу на прибыль установлен ст. 315 НК РФ, в п. 9 которой указано, что для определения суммы налогооблагаемой прибыли из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу в соответствии со ст. 283 НК РФ. Таким образом, убыток - это финансовый результат деятельности налогоплательщика за конкретный период.

Налогоплательщик вправе учитывать для целей налога на прибыль понесенные им убытки. Доходы текущего налогового периода можно уменьшить на сумму убытков, исчисленных в предыдущих периодах. Данная сумма учитывается полностью или частично. Переносить убыток на будущее налогоплательщик вправе в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором этот убыток получен

Возможны ситуации, когда налогоплательщику не удалось сохранить первичные документы, которые подтверждают получение убытка, при этом период его возникновения был проверен в ходе выездной налоговой проверки, по результатам которой у инспекции не было замечаний относительно обоснованности отражения данной суммы. Возникает вопрос: «вправе ли налогоплательщик перенести убыток на будущее при наличии акта, составленного инспекцией по итогам проведенной ранее выездной проверки, если первичные документы отсутствуют?».

В Письме Минфина России  от 23.04.2009 N 03-03-06/1/276  содержатся разъяснения, что проведение выездной проверки не влечет прекращения обязанности по их хранению и  списание убытков возможно только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат. Данного подхода придерживаются и некоторые арбитражные суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 12.04.2011 АС Восточно-Сибирского округа от 11.06.2010 N А33-12338/2N А55-18273/2010, Ф 009 (Определением ВАС РФ от 20.09.2010 N ВАС-9926/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 25.01.2012 N А12-5807/2011 указал, что акт выездной налоговой проверки, проведенной ранее, не является документом, подтверждающим правомерность учета убытков, поскольку не содержит анализа первичных документов.

Таким образом, списание убытков возможно только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат.