ENG

Вопросы совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 04.12.2012 14:20 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

О системе досудебного урегулирования налоговых споров и результатах деятельности в этом направлении налоговых органов области рассказал  заместитель руководителя Управления ФНС России по Псковской области, советник государственной гражданской службы 2 класса Алексей Анатольевич Павлов.

 Алексей Анатольевич, расскажите, что именно представляет собой система досудебного урегулирования налоговых споров?
-Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой двухуровневую систему.
Первый уровень – это уровень налоговых инспекций, на котором рассматриваются возражения налогоплательщиков на акты налоговых проверок. По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и возражений налогоплательщиков инспекциями принимаются решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Второй – это уровень вышестоящего налогового органа по отношению к налоговым инспекциям – Управления Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту РФ, в нашем случае УФНС России по Псковской области. Управление рассматривает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых инспекций принятые, в том числе по итогам рассмотрения материалов налоговых проверок и возражений налогоплательщиков. Иначе говоря, если налогоплательщик не согласился с тем, как инспекция рассмотрела его возражения по акту налоговой проверки и отразила это в своем решении, он вправе обратиться в Управление с жалобой.
Кроме того, Управление также рассматривает жалобы на иные акты ненормативного характера налоговых органов Псковской области, а также на действия (бездействия) должностных лиц.
 
А может ли налогоплательщик обратиться непосредственно в суд, минуя Управление, в случае несогласия с решением налоговой инспекции?
-Действующая редакция НК РФ не позволяет налогоплательщикам, минуя этап рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, непосредственно обращаться в суд в случае оспаривания решений налоговых органов, выносимых по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, а также производного от них решения об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость. Все остальные решения налоговых органов, требования, уведомления, действия (бездействия) должностных лиц могут быть оспорены в судебном порядке. Вместе с тем, планируется внесение изменений в налоговое законодательство и введение процедуры обязательного досудебного обжалования в отношении всех категорий налоговых споров.

Каким образом налогоплательщик может узнать порядок и сроки обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) суд?
-В обязательном порядке в решении налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении указывают срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения и другие необходимые сведения. Порядок обжалования можно узнать из главы 19 НК РФ.

Сроки обжалования одинаковы для всех категорий налоговых споров?
-Нет, НК РФ установлены разные сроки для обжалования. Так, на
– апелляционное обжалование не вступивших в силу решений налоговых органов, принимаемых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, отводится 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю) в отношении которого оно вынесено;
– обжалование вступивших в силу (по истечении 10 рабочих дней) решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок, – в течение одного года с момента их вынесения;
– обжалование всех остальных решений, требований налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц – в течение трех месяцев с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Каковы результаты или статистика рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке?
-За 9 месяцев 2012 года на первом уровне досудебного урегулирования налоговых споров налоговыми инспекциями области было рассмотрено 846 возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок на общую оспариваемую сумму более 596 млн руб., удовлетворенные суммы составили практически 133 млн руб. или 22,4% от всех оспоренных налогоплательщиками сумм. На втором этапе досудебного урегулирования, то есть на этапе рассмотрения жалоб, вышестоящим налоговым органом Управлением Федеральной налоговой службы по Псковской области было рассмотрено 173 жалобы налогоплательщиков на общую сумму 371,8 млн руб. Количество удовлетворенных жалоб составило 48%, удовлетворенные суммы составили 15,2% от оспариваемой суммы или 56,5 млн руб.

Эффективно ли функционирование системы досудебного урегулирования налоговых споров или налогоплательщики предпочитают обращаться за разрешением налоговых споров в суды?
Прежде всего, необходимо отметить, что для налогоплательщиков институт досудебного урегулирования налоговых споров имеет ряд преимуществ перед судебным рассмотрением возникшего спора:
– простота оформления и подачи жалобы;
– отсутствие государственной пошлины за рассмотрение жалобы;
– срок рассмотрения жалобы более короткий (один месяц), чем срок судебного разбирательства;
– срок исполнения решения по жалобе также более короткий, чем процедура исполнения судебного акта.
Об эффективности системы досудебного урегулирования налоговых споров свидетельствуют показатели нашей деятельности.
Так, как было ранее отмечено, на первом уровне досудебного урегулирования в первом полугодии 2012 года было удовлетворено 22,4% суммовых требований налогоплательщиков.
На уровне рассмотрения жалоб налогоплательщиков в среднем около 15,2% суммовых требований налогоплательщиков удовлетворяются Управлением полностью или частично.
Кроме того, о росте доверия к досудебному урегулированию налоговых споров свидетельствует показатель соотношения жалоб, рассмотренных Управлением за 9 месяцев 2012 года и судебных актов, вынесенных в аналогичном периоде судами по заявлениям налогоплательщиков Псковской области. Так, на 173 рассмотренных Управлением в первом полугодии 2012 года жалобы приходится 76 судебных актов.

Какие есть предложения по совершенствованию механизмов досудебного урегулирования споров?
 В первую очередь, это внесение изменений в налоговое законодательство, которое позволило бы разрешать все налоговые споры в досудебном порядке. Необходимо детальное регламентирование процедуры рассмотрения жалоб. Необходимо внести в законодательство изменения, которые позволили бы урегулировать вопрос требований к содержанию жалобы, к представлению налогоплательщиками дополнительных документов вместе с жалобой, и иметь необходимые условия, которые позволили бы нам рассматривать жалобу налогоплательщиков в досудебном порядке.

В последнее время в ФНС России проводится большая работа по расширению состава и качества услуг, оказываемых налогоплательщикам в электронном виде, предусмотрены ли такие услуги в системе досудебного урегулирования налоговых споров?
Да, на сегодняшний день оперативно получить информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб и заявлений, поступивших в ФНС, можно с помощью нового Интернет-сервиса — «Узнать о жалобе». Каждый сможет через сайт ведомства (www.nalog.ru) в режиме реального времени узнать подробности о своем обращении в Федеральную налоговую службу. Для работы нового Интернет-сервиса был создан информационный ресурс для хранения и обработки обращений граждан и организаций, поступивших в ФНС России. Информация по каждому обращению в нем обновляется ежедневно и хранится в течение года.
А следующем году сервис будет предоставлять возможность узнавать о ходе рассмотрения жалоб поступивших и в Управления по субъектам РФ.

И, в заключении, хотелось бы обратиться к нашим налогоплательщикам. В случае возникновения спорной, на ваш взгляд ситуации, прежде чем пойти в суд, обращайтесь с заявлениями и жалобами в налоговые органы. Федеральная налоговая служба и ее территориальные налоговые органы, ориентированы на создание для налогоплательщиков комфортных и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и самостоятельности устранения допускаемых налоговыми органами нарушений. Все необходимые разъяснения по порядку обжалования, требованиями к жалобе, иным вопросам разрешения налоговых споров вы можете прочитать на сайте Управления или позвонив по телефонам в отдел досудебного аудита Управления 8(8112)699-247, 8(8112)699-346.