ENG

Е.В. Суворова рассказала о перспективах развития системы досудебного урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 22.04.2014 09:46 (архив)

В апрельском номере журнала «Актуальная бухгалтерия» опубликовано интервью начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Е.В. Суворовой.

Е.В. Суворова ответила на наиболее часто задаваемые вопросы читателей журнала, связанных с процедурой обжалования решений налоговых органов.

Так, Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено право представления с апелляционной жалобой дополнительных доказательств с изложением причин, по которым представление таких доказательств в ходе проверки было невозможно. В случае если инспекция сочтет причины уважительными, документы будут учтены вышестоящим налоговым органом при вынесении решения.

При этом, как пояснила Е.В. Суворова, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что независимо от результатов рассмотрения дела судебные расходы по нему полностью или частично могут быть отнесены на сторону, представившую в суд доказательства, не раскрытые в ходе мероприятий налогового контроля и досудебного разрешения налогового спора при отсутствии объективных препятствий к их своевременному представлению. Кроме того, ВАС РФ разъяснил, что при рассмотрении спора в судебном порядке доводы налогоплательщика о нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть приняты судом только в том случае, если они были заявлены в жалобе, рассмотренной в досудебном порядке.

Таким образом, оценка дополнительных документов – одна из важных гарантий объективности рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, поэтому, как отметила Е.В. Суворова, налогоплательщикам необходимо более взвешенно относиться к предоставлению этого права. В целях исключения в дальнейшем возможности неучета таких доказательств вышестоящими налоговыми органами и судами, налогоплательщикам следует предоставлять их в ходе проведения налоговых проверок или на стадии рассмотрения возражений налогоплательщиков и материалов проверок инспекциями.

Е.В. Суворова добавила, что на сегодняшний день после досудебного рассмотрения жалоб все меньше компаний обращаются в суд. С введением обязательного досудебного порядка обжалования решений, вынесенных по результатам камеральных и выездных проверок, судебные споры сократились вполовину. Эффективность участия налоговых органов в судах подтверждается ежегодным увеличением процента рассмотренных требований в пользу бюджета. При этом суды стали чаще обращать внимание на те выводы, которые сделал вышестоящий налоговый орган.

Как указала Е.В. Суворова, позиции вышестоящих налоговых органов важны не только для судов, но в большей степени для самих налогоплательщиков, поэтому в 2012—2013 годах большое внимание было уделено организационным мероприятиям по информационной открытости работы налоговых органов и правовой определенности правовых позиций Службы.

Прежде всего, ФНС России создан специальный сервис — «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами», который обеспечивает возможность применять единую методологическую позицию по всей структуре налоговых органов, а также оперативно реагировать на складывающуюся судебную практику для корректировки, при необходимости, своей позиции.

Е.В. Суворова также отметила, что более года на официальном сайте ФНС России функционирует интернет-сервис «Узнать о жалобе», с помощью которого налогоплательщики могут получить информацию о дате поступления обращения в налоговый орган, сроках его рассмотрения, статусе обращения (в стадии рассмотрения, рассмотрение завершено), а также узнать результат рассмотрения обращения, включая реквизиты ответа (номер и дата).

Кроме того, Е.В. Суворова рассказала, что в декабре 2013 на официальном сайте ФНС России заработал интерактивный интернет-сервис «Решения по жалобам», предусматривающий возможность просмотра решений, вынесенных налоговыми органами по результатам рассмотрения жалоб (обращений) налогоплательщиков. Сервис содержит наиболее значимые решения ФНС России по жалобам на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. В этом году принято решение размещать на этом сайте решения по жалобам, которые выносят Управления по субъектам РФ, а также решения в области регистрации и учета налогоплательщиков.

Подробно с интервью можно ознакомиться в апрельском номере журнала «Актуальная бухгалтерия» (2014, № 4), а также на официальном сайте ИА «Гарант».