ENG

Кирилл Князев: «Я сторонник того, чтобы формировать команду на месте»

63 Самарская область

Дата публикации: 03.02.2023

Издание: Самарское обозрение
Тема: Деятельность налоговой службы
Источник:  https://oboz.info/kirill-knyazev-ya-storonnik-togo-chtoby-formirovat-komandu-na-meste/

Новый руководитель Управления Федеральной налоговой службы Самарской области Кирилл Князев рассказал OBOZ.INFO, по каким направлениям изменится подход к работе ведомства в ближайшей перспективе.

Кирилл Князев возглавил региональное УФНС 12 декабря 2022 года. Спустя два дня он уже прибыл в Самару, где его представили губернатору Дмитрию Азарову и коллективу налоговой службы. Прославившийся своей жесткостью и эффективностью в Марий Эл и Оренбурге 43-летний руководитель, по сведениям OBOZ.INFO, был воспринят коллективом весьма позитивно и, как оказалось, хорошо знаком с Самарой.

Мечтал ли он работать в налоговой и как строил свою карьеру, ждать ли самарскому управлению кадровых перестановок и пришествия оренбургской команды, как будут меняться процессы работы налоговой службы в регионе и сам стиль управления системой, Кирилл Князев рассказал в эксклюзивном интервью OBOZ.INFO.

— Кто сообщил вам о возможности перевода в Самарскую область? Как вы восприняли это предложение?

— Сообщил мне об этом предложении заместитель руководителя службы, который курирует Приволжский Федеральный округ. Решение мной было принято сразу, поскольку ротация – процесс неизбежный.

Предложение, возглавить Управление в Самаре, было воспринято с одной стороны с радостью, ведь перевод в крупный регион с огромным потенциалом, с большим коллективом – это показатель доверия. С другой стороны, это другой уровень ответственности, понимая масштаб и перечень вопросов, который здесь предстоит решать, возникало некое волнение.

Повторюсь, решение принял сразу. Семья меня как обычно поддержала. Самара для них город новый, пока еще не любимый, но уже весьма симпатичный.

— Как вы пришли в систему налоговых органов? Возможно с детства мечтать о карьере налоговика?

— В налоговую инспекцию я пришел сразу со студенческой скамьи, в 2002 году. Сказать, что я мечтал работать в налоговой, было бы неправдой. Согласитесь, для молодого человека работа в налоговой мало притягательна.

Здесь нет никакой романтики, героизма, подвига… Мечтать о том, что ты ежедневно будешь работать с цифрами… С процессом, который нельзя назвать приятным, ведь как бы мы не относились к налогам, налоги – это платеж необходимый, безвозмездный, это обязанность, люди расстаются с чем-то своим.

Сказать, что работа с этим будет радостной и приятной нельзя. Конечно, я о работе в налоговой службе не мечтал. Так получилось. Было несколько вариантов, посоветовавшись с семьей, я решил попробовать. Попробовал и остался.

— Какой вуз вы оканчивали и с чего начинали строить карьеру?

— У меня два образования: юридическое и экономическое. Когда меня спрашивают, о профессии, отвечаю, что я – юрист, у которого с цифрами все хорошо.

Пришел я в инспекцию по городу Кирову. Это мой родной город. Начинал я с самой маленькой должности (специалист первого разряда).

Работал в оперативном отделе, затем в юридическом отделе, в котором , как я считаю, и произошло мое профессиональное становление. Осмысление масштаба того, чем занимается налоговая служба, произошло в юридическом отделе. Юристы вовлечены практически во все процессы работы и понимают, где мы находимся и куда идем.

Научился, когда я был юристом, ставить себя на место налогоплательщика – это очень полезное качество. До сих пор от него не отказываюсь. За цифрами всегда стоит чья-то работа, чьи-то решения. Надо понимать, почему они были именно такими.

— Как скоро вы заняли руководящую должность и что вам доверили?

«Я не тот руководитель, за котором приезжает половина коллектива, хотя я надеюсь ,если бы позвал, может быть желающих было бы много»

— В 2012 году я перешел в УФНС России по Кировской области. Сначала поработал заместителем начальника юридического отдела, потом возглавил отдел, затем мне предложили стать заместителем руководителя Управления, несколько лет проработал, прошел испытания, попал в кадровый резерв Полномочного представителя при Президенте в Приволжском федеральном округе .

В 2016 году получил предложение возглавить УФНС России по республике Марий Эл. Проработал чуть меньше двух лет. С особой теплотой отношусь и к субъекту, и к городу Йошкар-Ола. В 2018 году был назначен руководителем УФНС России по Оренбургской области.

— В Самару вы приехали из Оренбурга. Ждать ли самарскому управлению кадровых перестановок и приезда оренбургской команды? Или уже кто-то из оренбургских специалистов приехал с вами?

— Пока еще никто не приехал. Я не тот руководитель, за котором приезжает половина коллектива, хотя я надеюсь ,если бы позвал, может быть желающих было бы много.

Так складывается, что если и приезжают со мной люди, то единицы. Например, когда я переезжал из Марий Эл в Оренбург, за мной приехал только один человек, которого я пригласил, и который сейчас работает в Оренбуржье.

— Вы его пригласите в Самару?

— Да, приглашу. Однако, я сторонник того, чтобы формировать команду на месте.

— Уже состоялись какие-то кадровые перестановки?

— Нет, не состоялись. Для понимания: не надо ждать революционных решений. В рабочем процессе, да, это неизбежно, потому что за свою деятельность надо нести ответственность, за те успехи, которые показывает твой коллектив, это нормально.

Обновление команды, в каких-то направлениях – это нормально. Но не надо ждать, что приедет часть Оренбурга и займет все места у самарцев – такого не будет.

— Вы сказали, что нужно нести ответственность за свою деятельность. В целом, после знакомства какой вы нашли систему работы наших самарских налоговиков?

— Система работы налоговых органов в разных субъектах мало чем отличается. Здесь, конечно, коллектив гораздо больше. Большие инспекции. Люди ответственные. Сейчас мы знакомимся с каждым направлением. Да, есть такие вещи, как я считаю, которые нужно делать немного иначе, но это не значит , что делать надо наоборот, нужно больше внимания уделять качеству самого процесса.

— О каких процессах идет речь?

— Речь идет о стиле управления, в подходах к общению с налогоплательщиками, к контрольной работе, к организации этого процесса. Понятно, что можно все нарушения переломить через проверки, но это очень трудозатратно и для нас, и для налогоплательщиков. Хотелось бы вывести этот контроль на  другой качественный  уровень, чтобы мы могли  риски, которые мы видим сейчас, снимать без тяжелых процессных мер.

— Каким образом вы планируете это сделать?

— Есть такое понятие – индекс административного давления, по большому счету заточен он на то, что даже если у бизнеса случилось какое-то нарушение, штрафов не было, а было бы предупреждение. Если вы заглянете в налоговый кодекс, то увидите, что там предупреждения нет, что за любое нарушение предусмотрен штраф. Но на примере деклараций, есть такая ремарка: можно избежать штрафа, если плательщик самостоятельно уточнил свои налоговые обязательства. Мы поможем исправить нарушение, плательщик избежит штрафов.

Нужно снять проблематику и те признаки нарушения, которые есть. Мы же не априори правы. Мы при помощи наших автоматизированных систем видим какие-то расхождения, разрывы, кто-то в цепочке прохождения товаров не заплатил НДС.

Так вот, подход – заставить заплатить НДС – неверный. Должен быть подход – выяснить почему не заплатили.

— Вы сказали, что в Самаре немного отличается стиль управления от того, к которому вы привыкли. Как бы вы определили свой стиль управления?

— В СМИ сложилось обо мне мнение, как о каком-то жестком руководителе. Это не совсем так. Мой стиль управления комбинированный.

Полная демократия на стадии выбора и принятия решения: со всеми посоветоваться, дать возможность всем высказаться, объяснить плюсы и минусы. Демократия заканчивается, когда в результате этого обсуждения выработано общее решение и распределены зоны ответственности. На этой стадии жесткий контроль исполнения принятых решений.

Автократия и демократия – это крайности. Мы все, наверное, где-то посередине. Работа должна быть выполнена и выполнена хорошо.

— По каким направлениям, в первую очередь, будут меняться подходы к работе Самарской налоговой?

— Мы сильно шагнули в сторону информационного развития и автоматизации, по большому счету, наступает то время, когда мы можем затраты плательщика по расчету налогов и заполнения деклараций взять на себя. Кажется, что это что-то фантастическое, но сегодня, например, транспортный налог, имущественные налоги рассчитывающиеся по кадастровой стоимости – все это считается за налогоплательщика.

В качестве эксперимента с  1 июля 2022 года в четырех субъектах начал действовать новый налоговый режим  для малого бизнеса – Автоматизированная упрощенная система налогообложения. Налогоплательщики, применяющие эту систему, отчетность не предоставляют, налог рассчитывается налоговыми органами.  Это первые шаги к системе, когда груз проблем по исчислению налогов забирает на себя государство.  По физическим лицам уже давно налоги считает государство.

Движемся в сторону того, чтобы сделать саму обязанность по уплате налогов не затратной, даже незаметной. Это все возможно сделать, если к нам будет такой уровень доверия, как к самому себе.

Необходимо создать среду, в которой служба и налогоплательщики взаимопредсказуемы и доверяют друг другу. Для этого, нужно качественно делать эту работу. Над качеством надо работать.

В Самарской области будем работать прямо сейчас по нескольким основным направлениям. Нужно сделать чистыми  реестры юридических лиц. Реестр должен быть таким, чтобы я как  бизнесмен, обращаясь к нему, выбирая себе контрагента, был уверенным в том, что риск того, что ко мне через два года или три, придет налоговик и будет привлекать к ответственности за операцию с этим контрагентом,  минимальный.

В Самарской области надо исключить из реестров  организации, которые не ведут деятельность или ведут ее весьма сомнительно. Это одно из приоритетных направлений.

В Самарской области достаточно большая доля операций по НДС, которые мы можем назвать сомнительными – созданными для уклонения от уплаты налога. Это 2% от всех операций по НДС за последние 3 года.

Однако с этими двумя процентами, Самарская область внизу турнирной таблицы, если сравнивать с другими регионами России.

Понятно, что при помощи таких операций бизнес пытается конкурировать. Конкурировать за счет неуплаты налогов. Признать такую конкуренцию добросовестной нельзя. Одна компания платит налоги, а другая – нет, назначая за счет этого более низкую цену. Чтобы минимизировать возможность недобросовестной конкуренции будем заниматься организацией контрольной работы в таком ключе.

Еще одно направление — налог на доходы физических лиц.  Во-первых, необходимо упростить и ускорить процесс получения вычетов по НДФЛ, которыми население активно пользуется, например при приобретении жилья. В прошлом году все налоговики, старались ускорить этот процесс, сокращали сроки проверки, это очень трудоемкий процесс. В идеале, купив жилье, в личном кабинете налогоплательщик должен получить расчет, либо согласиться с ним, либо нет. Согласие подразумевает, что он право свое реализовал и теперь ждет только деньги.

Есть еще одно, требующее внимания направление контроля.

Существует риск  подмены трудовых отношений самозанятыми, он небольшой  и наша задача, чтобы он не развивался, потому что самозанятые «придуманы» не для этого. На этом фоне злоупотребления  нельзя допустить.

— Вы обозначили вектор развития налоговой службы в целом. Можете ли вы сказать, как менялась служба за время развития вашей карьеры в ней?

— Те впечатления, эмоции, которые я испытывал, когда только начинал работать, и то, что я испытываю сейчас — это совершенно другая служба.
Изменился масштаб. Мы стали видеть не только свой субъект, мы видим всю страну. Автоматизация расширила возможности, например возьмем декларацию по НДС, если раньше инспектор проверял декларацию, делал в ручную тысячу запросов, для того чтобы соотнести кто платит налог, кто не платит и почему это происходит, то сейчас это делает машина. Машина дает инспектору полную информацию об организации, которая в цепочке контрагентов не платит НДС и он уже с этим разбирается. Автоматизация ускорила анализ со скорости автомобиля, до скорости космического корабля.

Мы стали быстрее, но и объем, решаемых задач вырос.

При этом мы становимся сервисной службой, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства. И механизм этой услуги  для налогоплательщиков должен быть максимально комфортным.

Если бы мне в каком-нибудь 2005 году об этом  сказали, я бы не поверил — контрольно-надзорная деятельность – основа основ, проверки превыше всего. Однако 99,9% налогоплательщиков свои обязанности по налогам исполняют добровольно, ничего не требуя взамен. Корректировки какие-то нужны и все.

Необходимо ценить каждого  добросовестного налогоплательщика  и стараться ему помочь .

 Виктория Петрова