ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Самарской области и территориальных налоговых органах Самарской области в ноябре 2020 года

Дата публикации: 24.12.2020 16:16

В УФНС России по Самарской области в ноябре 2020 года на рассмотрении находилось 452 обращения граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 100 интернет-обращений (22,1% от общего числа), 5 обращений поступило с сайта GOSUSLUGI.RU (1,1% от общего числа), 52 обращения поступило из интерактивного сервиса ЛК (11,5% от общего числа), 41 обращение (9,1% от общего числа) поступило из ФНС России, 42 обращения (9,3% от общего числа) направлено из территориальных налоговых органов ФНС России, 25 обращений (5,5% от общего числа) - из МИ по ЦОД, на бумажном носителе – 187 обращений (41,4% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество обращений увеличилось на 6,9% (в ноябре 2019 года поступило 421 обращение), количество обращений, поступивших с помощью электронных сервисов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилось на 22,3% - 157 обращений (в ноябре 2019 года поступило 122  электронных обращения).

Существенный удельный вес обращений граждан в ноябре 2020 года составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 160 обращений (35,4% от общего числа). По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило 68 обращений (15% от общего числа), транспортного налога – 30 обращений (6,6% от общего числа) и земельного налога – 18 обращений (4% от общего числа). Поступило 19 обращений граждан по вопросам актуализации сведений об объектах налогообложения (4,2% от общего числа), в них граждане просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, 18 обращений (4% от общего числа) - по вопросам получения налоговых уведомлений об уплате налога. Направлялись сведения для предоставления льгот по уплате налога – 7 обращений (1,5% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, уточняли сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете.

Оставались актуальными для граждан вопросы, затрагивающие тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 83 обращения (18,4% от общего числа), из них по вопросу уклонения от налогообложения поступило 71 обращение (15,7% от общего числа обращений), по вопросу контроля  - 12 обращений (2,7% от общего числа).

Граждан интересовали вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 34 обращения (7,5% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 33 обращения (7,3% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 25 обращений (5,5% от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 8 обращений (1,8% от общего числа).

Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 30 обращений (6,6% от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 23 обращения (5,1% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалась вопросов организации работы с налогоплательщиками – 18 обращений (4% от общего числа).

Также от граждан поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники – 17 обращений (3,8% от общего числа).

В ноябре 2020 года значительное количество писем содержало вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 15 обращений (3,3% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 15 обращений (3,3% от общего числа). В отчетном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер по поддержке бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях, включая малое и среднее предпринимательство.

Поступило 10 заявлений по прекращению рассмотрения обращений – 2,2% от общего числа.

Кроме того, отдельные обращения, поступившие в отчетном периоде, содержали вопросы по предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 4 обращения (0,9% от общего числа), по налоговой отчетности поступило 3 обращения (0,7% от общего числа), вопросы оказания услуг в электронной форме, пользования информационными ресурсами – 1 обращение (0,2% от общего числа), вопросы по госпошлине – 1 обращение (0,2% от общего числа), доступ к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом - 1 обращение (0,2% от общего числа), вопросы по ценам и ценообразованию - 1 обращение (0,2% от общего числа), результаты рассмотрения обращений - 1 обращение (0,2% от общего числа), вопрос по налогу на добавленную стоимость - 1 обращение (0,2% от общего числа), юридические вопросы по налогам и сборам - 1 обращение (0,2% от общего числа).

Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.11.2020 по 30.11.2020 приведена в приложении № 1.

Кроме того, поступали обращения граждан из Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу, Калужской области, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Оренбургской области, г.Москвы и Московской области, Краснодарского края, Нижегородской области, Ульяновской области, Кемеровской области. Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.11.2020 по 30.11.2020 приведена в приложении № 2.

В целях обеспечения прав граждан на получение информации, своевременного и оперативного реагирования на возникающие у населения вопросы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области организован личный прием граждан, который является наиболее эффективной формой работы с населением.

Аппаратом Управления Федеральной налоговой службы  по Самарской области за ноябрь 2020 года принято – 2 гражданина, что на 50% меньше аналогичного периода 2019 года (4). В связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области, личный прием граждан должностными лицами налоговых органов ФНС России по Самарской области временно ограничен. Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами были устно даны подробные разъяснения.

УФНС России по Самарской области уделяет большое значение организации работы с обращениями граждан в налоговых органах, постоянно проводит работу по совершенствованию делопроизводства по обращениям граждан, по повышению качества подготовки ответов на обращения граждан.

Кроме этого, информация об организации работы с обращениями граждан ежемесячно представляется в Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (далее – Портал ССТУ).

В ноябре 2020 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 453 обращений граждан, поступивших в Управление.

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 452 обращения. Также на рассмотрении в Управлении находилось еще 179 обращений граждан, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, в отчетном периоде на контроле находилось 631 обращение граждан, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (в ноябре 2019 года на контроле находилось 635 обращений).

В ноябре 2020 года из центрального аппарата ФНС России в  адрес Управления перенаправлено 41 обращение граждан, что на 29,3% меньше аналогичного периода 2019 года (58 обращений).

32 обращения направлено в подведомственные территориальные налоговые органы и другие государственные органы по компетенции с уведомлением заявителей для всестороннего рассмотрения вопросов и постановки на контроль с соблюдением сроков, установленных законодательством Российской Федерации. В результате рассмотрения обращений в Управлении в ноябре 2020 года требования заявителей удовлетворены (решено положительно) по 83 обращениям, отказано в удовлетворении по 34 обращениям, даны разъяснения по 304 обращениям. По состоянию на 01.12.2020 не исполнено осталось 294 обращения в связи с более поздним сроком исполнения.

Все обращения граждан поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в подведомственные территориальные органы ФНС России по Самарской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 29 обращений граждан (6,4% от общего числа обращений).

Обращения граждан, направленные на рассмотрение в территориальные органы ФНС России, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.  

В ноябре 2020 года в территориальные налоговые органы Самарской области  поступило 10854 обращения граждан, в том числе 7378 электронных обращений.  По сравнению с ноябрем 2019 года (14405) количество обращений уменьшилось на 48,8%.

Наибольшее количество обращений поступило в:

- ИФНС России по Промышленному району г. Самары – 1562 обращения (14,4% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №16 по Самарской области - 1062 обращения (9,8% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №2 по Самарской области - 1040 обращений (9,6% от общего количества обращений).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные органы ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца,  следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. В ноябре 2020 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 10587 обращений граждан, поступивших в территориальные органы ФНС России по Самарской области.

Начальниками и заместителями начальников подведомственных территориальных налоговых органов Самарской области в ноябре 2020 года принято на личном приеме – 27 граждан, что на 71,3% меньше аналогичного периода 2019 года (в ноябре 2019 года принято 94 гражданина). В том числе проведено 4 выездных  приема граждан на ТОРМах, в ходе которых принято 4 гражданина, что на 88,2% меньше октября 2019 года (34), что отражено в приложении №3.

В отчетном периоде все обращения граждан в территориальных налоговых органах Самарской области  поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.