ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Самарской области и территориальных налоговых органах Самарской области в 1 квартале 2021 года

Дата публикации: 21.04.2021 15:35

В УФНС России по Самарской области в 1 квартале 2021 года на рассмотрении находилось 1036 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 212 интернет-обращений (20,5% от общего числа), 25 обращений поступило с сайта GOSUSLUGI.RU (2,4% от общего числа), 125 обращений поступило из интерактивного сервиса ЛК (12,1% от общего числа), 116 обращений (11,2% от общего числа) поступило из ФНС России, 73 обращения (7% от общего числа) направлено из территориальных налоговых органов ФНС России, 27 обращений (2,6% от общего числа) - из МИ по ЦОД, на бумажном носителе – 458 обращений (44,2% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений уменьшилось на 18,4% (в 1 квартале 2020 года поступило 1269 обращений), количество обращений, поступивших с помощью электронных сервисов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года уменьшилось на 20,1% - 362 обращения (в 1 квартале 2020 года поступило 453  электронных обращения).

Существенный удельный вес обращений граждан в 1 квартале 2021 года составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 195 обращений (18,8% от общего числа). По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило 96 обращений (9,3% от общего числа), транспортного налога – 52 обращения (5% от общего числа) и земельного налога – 27 обращений (2,6% от общего числа). Поступило 2 обращения граждан по вопросам актуализации сведений об объектах налогообложения (0,2% от общего числа), в них граждане просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, 1 обращение (0,1% от общего числа) - по вопросам получения налоговых уведомлений об уплате налога. Направлялись сведения для предоставления льгот по уплате налога – 17 обращений (1,6% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, уточняли сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете.

Оставались актуальными для граждан вопросы, затрагивающие тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 187 обращений (18,1% от общего числа), из них по вопросу уклонения от налогообложения поступило 92 обращения (8,9% от общего числа обращений), по вопросу контроля  - 95 обращений (9,2% от общего числа).

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 119 обращений (11,5% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Граждан интересовали вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 97 обращений (9,4% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 96 обращений (9,3% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 79 обращений (7,6% от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 17 обращений (1,6% от общего числа).

Также от граждан поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники – 86 обращений (8,3% от общего числа).

Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 69 обращений (6,7% от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 62 обращения (6% от общего числа). В отчетном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер по поддержке бизнеса.

Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалась вопросов организации работы с налогоплательщиками – 31 обращение (3% от общего числа).

В 1 квартале 2021 года значительное количество писем содержало вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 26 обращений (2,5% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

По прекращению рассмотрения ранее поступивших заявлений обратилось 12 заявителей (1,2% от общего числа).

Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.01.2021 по 31.03.2021 приведена в приложении № 1.

Кроме того, поступали обращения граждан из Саратовской области, Ульяновской области, Красноярского края, Новосибирской области, Оренбургской области, Республики Татарстан, г.Санкт-Петербурга и  Ленинградской области, из г.Москвы и Московской области, Краснодарского края, Тюменской области, Нижегородской области, Ставропольского края, Тульской области. Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.01.2021 по 31.03.2021 приведена в приложении № 2.

В целях обеспечения прав граждан на получение информации, своевременного и оперативного реагирования на возникающие у населения вопросы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области организован личный прием граждан, который является наиболее эффективной формой работы с населением.

Аппаратом Управления Федеральной налоговой службы  по Самарской области за 1 квартал 2021 года принято – 11 граждан, что на 45% меньше аналогичного периода 2020 года (20). Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами были устно даны подробные разъяснения.

В ходе приема граждан в приемной Президента Российской Федерации в Самарской области руководителем Управления принято 6 граждан, что в 2 раза больше аналогичного периода 2020 года – 3.

УФНС России по Самарской области уделяет большое значение организации работы с обращениями граждан в налоговых органах, постоянно проводит работу по совершенствованию делопроизводства по обращениям граждан, по повышению качества подготовки ответов на обращения граждан.

Кроме этого, информация об организации работы с обращениями граждан ежемесячно представляется в Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (далее – Портал ССТУ).

В 1 квартале 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 1126 обращений граждан, поступивших в Управление.

2. Исполнительская дисциплина в структурных подразделениях УФНС России по Самарской области

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 1036 обращений. Также на рассмотрении в Управлении находилось еще 173 обращения граждан, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, в отчетном периоде на контроле находилось 1209 обращений граждан, что на 18,9% меньше, чем за аналогичный период 2020 года (в 1 квартале 2020 года на контроле находилось 1491 обращений).

В 1 квартале 2021 года из центрального аппарата ФНС России в  адрес Управления перенаправлено 116 обращений граждан, что на 27% меньше аналогичного периода 2020 года (159 обращений).

99 обращений направлено в подведомственные территориальные налоговые органы и другие государственные органы по компетенции с уведомлением заявителей для всестороннего рассмотрения вопросов и постановки на контроль с соблюдением сроков, установленных законодательством Российской Федерации. В результате рассмотрения обращений в Управлении в 1 квартале 2021 года требования заявителей удовлетворены (решено положительно) по 171 обращению, отказано в удовлетворении по 103 обращениям, даны разъяснения по 562 обращениям. По состоянию на 01.04.2021 не исполнено осталось 255 обращений в связи с более поздним сроком исполнения.

Все обращения граждан поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

 3. Состояние исполнительской дисциплины в территориальных органах ФНС России по Самарской области

Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в подведомственные территориальные органы ФНС России по Самарской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 78 обращений граждан (7,5% от общего числа обращений).

Обращения граждан, направленные на рассмотрение в территориальные органы ФНС России, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.  

В 1 квартале 2021 года в территориальные налоговые органы Самарской области  поступило 17872 обращения граждан, в том числе 12589 электронных обращений.  По сравнению с 1 кварталом 2020 года (24372) количество обращений уменьшилось на 26,7%.

Наибольшее количество обращений поступило в:

- ИФНС России по Промышленному району г. Самары – 2530 обращений (14,2% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №2 по Самарской области - 1764 обращения (9,9% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №18 по Самарской области - 1537 обращений (8,6% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №16 по Самарской области - 1536 обращений (8,5% от общего количества обращений).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 №171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные органы ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца,  следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. В 1 квартале 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 17928 обращений граждан, поступивших в территориальные органы ФНС России по Самарской области.

Начальниками и заместителями начальников подведомственных территориальных налоговых органов Самарской области в 1 квартале 2021 года принят на личном приеме – 131 гражданин, что на 38,2% меньше аналогичного периода 2020 года (в 1 квартале 2020 года принято 212 граждан). В том числе проведено 26 выездных  приемов граждан на ТОРМах, в ходе которых принято 38 граждан, что на 43,3% меньше 1 квартала 2020 года (67).

В отчетном периоде все обращения граждан в территориальных налоговых органах Самарской области  поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.