ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Самарской области и территориальных налоговых органах Самарской области во 3 квартале 2021 года

Дата публикации: 15.10.2021 09:05

В УФНС России по Самарской области в 3 квартале 2021 года на рассмотрении находилось 970 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 179 интернет-обращений (18,45% от общего числа), 30 обращений поступило с сайта GOSUSLUGI.RU (3,09% от общего числа), 125 обращений поступило из интерактивного сервиса ЛК (12,89% от общего числа), 112 обращений (11,55% от общего числа) поступило из ФНС России, 107 обращений (11,03% от общего числа) направлено из территориальных налоговых органов ФНС России, 30 обращений (3,09% от общего числа) - из МИ по ЦОД, на бумажном носителе – 387 обращений (39,9% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений увеличилось на 4,4% (в 3 квартале 2020 года поступило 929 обращений), количество обращений, поступивших с помощью электронных сервисов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилось более, чем в 2 раза - 583 обращения (в 3 квартале 2020 года поступило 242  электронных обращения).

Существенный удельный вес обращений граждан в 3 квартале 2021 года составляли обращения по вопросам, затрагивающим тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 221 обращение (22,8% от общего числа), из них по вопросу уклонения от налогообложения поступило 128 обращений (13,2% от общего числа обращений), по вопросу контроля  - 93 обращения (9,6% от общего числа).

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 152 обращения (15,7% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Оставались актуальными для граждан вопросы администрирования имущественных налогов – 97 обращений (10% от общего числа). По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило 58 обращений (6% от общего числа), транспортного налога – 22 обращения (2,3% от общего числа) и земельного налога – 17 обращений (1,7% от общего числа).  Направлялись сведения для предоставления льгот по уплате налога – 5 обращений (0,5% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, уточняли сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете.

Граждан интересовали вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 111 обращений (11,4% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 83 обращения (8,6% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 20 обращений (2% от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 22 обращения (2,3% от общего числа).
Также от граждан поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники – 61 обращение (6,3% от общего числа).

Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 45 обращений (4,6% от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.

В 3 квартале 2021 года значительное количество писем содержало вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 71 обращение (7,3% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 30 обращений (3,1% от общего числа). В отчетном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер по поддержке бизнеса.
Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалась вопросов организации работы с налогоплательщиками – 26 обращений (2,7% от общего числа).

По прекращению рассмотрения ранее поступивших заявлений обратилось 26 заявителей (2,7% от общего числа). Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.07.2021 по 30.09.2021 приведена в приложении № 1.

Кроме того, поступали обращения граждан из г.Москвы и Московской области, Новосибирской области, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Волгоградской области, Оренбургской области, Челябинской области, Ставропольского края, Саратовской области, г.Санкт-Петербурга, Ульяновской области. Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.07.2021 по 30.09.2021 приведена в приложении № 2.

В целях обеспечения прав граждан на получение информации, своевременного и оперативного реагирования на возникающие у населения вопросы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области организован личный прием граждан, который является наиболее эффективной формой работы с населением.
Аппаратом Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области за 3 квартал 2021 года было принято – 26 граждан, что в 3 раза больше количества принятых граждан аналогично периода 2020 года (9).

Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами были устно даны подробные разъяснения.
УФНС России по Самарской области уделяет большое значение организации работы с обращениями граждан в налоговых органах, постоянно проводит работу по совершенствованию делопроизводства по обращениям граждан, по повышению качества подготовки ответов на обращения граждан.
Кроме этого, информация об организации работы с обращениями граждан ежемесячно представляется в Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (Портал ССТУ).
В 3 квартале 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 1138 обращений граждан, поступивших в Управление.

2. Исполнительская дисциплина в структурных подразделениях УФНС России по Самарской области

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 970 обращений. Также на рассмотрении в Управлении находилось еще 273 обращения граждан, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, в отчетном периоде на контроле находилось 1243 обращения граждан, что на 12,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года (в 3 квартале 2020 года на контроле находилось 1086 обращений).

В 3 квартале 2021 года из центрального аппарата ФНС России в  адрес Управления перенаправлено 112 обращений граждан, что на 4,5% больше аналогичного периода 2020 года (107 обращений).
107 обращений направлено в подведомственные территориальные налоговые органы и другие государственные органы по компетенции с уведомлением заявителей для всестороннего рассмотрения вопросов и постановки на контроль с соблюдением сроков, установленных законодательством Российской Федерации. В результате рассмотрения обращений в Управлении в 3 квартале 2021 года требования заявителей удовлетворены (решено положительно) по 195 обращениям, отказано в удовлетворении по 104 обращениям, даны разъяснения по 574 обращениям. По состоянию на 01.10.2021 не исполнено осталось 180 обращений в связи с более поздним сроком исполнения.
Все обращения граждан поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

3. Состояние исполнительской дисциплины в территориальных органах ФНС России по Самарской области

Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в подведомственные территориальные органы ФНС России по Самарской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 107 обращений граждан (11% от общего числа обращений).
Обращения граждан, направленные на рассмотрение в территориальные органы ФНС России, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.  

В 3 квартале 2021 года в территориальные налоговые органы Самарской области поступило 15814 обращений граждан, в том числе 11508 электронных обращений (что составляет 72,8% от общего числа обращений). По сравнению с 3 кварталом 2020 года (19265) количество обращений уменьшилось на 17,91%.

Наибольшее количество обращений поступило в:
- Межрайонную ИФНС России № 22 по Самарской области – 3624 обращения (22,92% от общего количества обращений),
- Межрайонную ИФНС России № 20 по Самарской области - 2100 обращений (13,28% от общего количества обращений),
- Межрайонную ИФНС России № 21 по Самарской области - 1899 обращений (12,01% от общего количества обращений).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные органы ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца,  следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. В 3 квартале 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 17992 обращения граждан, поступивших в территориальные органы ФНС России по Самарской области.

Начальниками и заместителями начальников подведомственных территориальных налоговых органов Самарской области в 3 квартале 2021 года принято на личном приеме – 117 граждан, что на 10,3% больше аналогичного периода 2020 года (в 3 квартале 2020 года принято 105 граждан). В том числе проведено 47 выездных  приемов граждан на ТОРМах, в ходе которых принято 50 граждан, что  более чем в 2 раза больше аналогичного периода прошлого года (на ТОРМах в 3 квартале 2020 года принято 19 граждан). Информация по ТОРМам отражена в приложении №3.

В отчетном периоде все обращения граждан в территориальных налоговых органах Самарской области  поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки..