ENG

Быть ближе к людям

70 Томская область

Дата публикации: 22.11.2023

Издание: газета "Томские новости"
Тема: Налогообложение РФ
Источник:  https://tomsk-novosti.ru/byt-blizhe-k-lyudyam/

Этот принцип воплощает сегодня в жизнь Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба – активный участник федерального проекта «Государство для людей», направленного на внедрение принципов человекоцентричности в деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти. То есть взаимоотношений, основанных на уважении к человеку, к его мнению и запросам, к стремлению удовлетворить его интересы и потребности. В Томске прошла стратегическая сессия ФНС России, главный вопрос которой состоял в том, как налоговикам руководствоваться этими принципами в своей работе.

Меньше формализма

Масштаб мероприятия, возглавил которое заместитель руководителя ФНС России Андрей Бударин, смело можно назвать общероссийским. Достаточно отметить, что на нем присутствовали представители всех управлений ФНС субъектов Российской Федерации, а также центрального аппарата службы.

– Мы проводим уже вторую стратегическую сессию, посвященную внедрению принципов человекоцентричностии в деятельность налоговых органов, – отметила начальник Управления организационного развития и пользовательского опыта ФНС России Алина Галеева. – Первая состоялась
в прошлом году. Человекоцентричность – это про комплексный подход, про анализ текущих инструментов, про выстраивание честного, открытого взаимодействия. На второй сессии особое внимание уделялось практике, конкретному применению принципов человекоцентричности. Разработаем карты клиентских путей по наиболее востребованным жизненным ситуациям граждан и представителей бизнеса. Задача – собрать различные предложения и с учетом реальной обратной связи скорректировать нашу деятельность.

На сессии было затронуто множество весьма актуальных тем. Обсуждались вопросы совершенствования коммуникаций государства и граждан, развития инструментов обратной связи и исследования пользовательского опыта, трансформации продуктов, услуг и сервисов службы, совершенствования способов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также улучшения микроклимата в самой организации.

Не взыскатель, а помощник!

Выступая перед сотрудниками ФНС, Андрей Бударин не раз подчеркивал, что исполнение службой государственных функций и оказание государственных услуг должно быть ориентировано на решение конкретных жизненных ситуаций физических лиц и организаций, обеспечение комфортного и эффективного администрирования и не ограничиваться формальным осуществлением обязанностей.

– Развитие культуры человекоцентричности происходит благодаря добросовестной деятельности каждого сотрудника системы налоговых органов – профессионалов своего дела, готовых выстраивать диалог, способных признавать и исправлять свои ошибки, заинтересованных в развитии доверия, – пояснил заместитель руководителя ФНС России.

Также отмечалось, что ФНС заинтересована в развитии доверия между службой и физическими лицами и организациями, обеспечении взаимопредсказуемости действий, снижении временных, финансовых и иных издержек.

Большое внимание уделили на сессии обратной связи, которая дает возможность развивать свои сервисы
и совершенствовать налоговое администрирование. За последние несколько лет ФНС России запустила множество проектов, упрощающих процесс получения государственных услуг, причем как для физических, так и для юридических лиц. Например, не так давно стала доступна возможность открыть собственный бизнес за один день, воспользовавшись электронной услугой «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». В ряде регионов проходит эксперимент по новому режиму «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (автоУСН). В его рамках налоги бизнесу рассчитывают налоговая и банки. При этом так называемые налоги на труд – НДФЛ и страховые взносы включены в ставку режима. В автоУСН такая модель была использована впервые. Запущен разработанный совместно с ФНС России сервис «Офис экспортера», который упрощает бизнесу подготовку документов. В личном кабинете сразу подкачиваются необходимые таможенные декларации, а в специальном чате можно оперативно получить разъяснения возникающих вопросов. Во всех этих сервисах служба выступает не как административный взыскатель, а как партнер, помощник, консультант.

Все стало прозрачнее

Затронули и актуальный вопрос введенных недавно единых налоговых счетов, значительно облегчающих условия деятельности как сотрудников ФНС, так и их клиентов.

– Если раньше каждый налог имел свои коды в бюджетной классификации и таких кодов было более 1 300, – разъяснил ситуацию Андрей Бударин, – то теперь все значительно упростилось. Введен один код учетной классификации, одни реквизиты для уплаты по всем налогам. И один срок для уплаты всех налогов. Дальнейшее распределение всех средств взяла на себя Федеральная налоговая служба, полностью автоматизировав этот процесс. Ранее по каждому налоговому обязательству могли присутствовать одновременно и переплата, и недоимка. Сейчас же они все встречно погашаются. И по большому счету, состояние одного единого налогового счета – однозначно. Либо оно положительное, либо – отрицательное. То есть все стало намного понятнее.

Рассмотрели на встрече и проблему снижения налогового бремени для строительных организаций, в частности, при реализации социально значимых инфраструктурных проектов.

– Этот вопрос не такой однозначный, как кажется, – считает руководитель УФНС России по Томской области Юрий Куриленко. – В 2022 году строительная отрасль в нашем регионе имела налоговую нагрузку меньшую, чем та, которая существует в среднем по России. И в этом году такая тенденция поддерживается. Если мы говорим о каком-то конкретном налогоплательщике, то ситуация здесь может быть разной. Возьмем жилищное строительство. В этом сегменте предусмотрены существенные льготы по налогу на имущество. Однако объем льгот, которыми воспользовались организации региона, составляет порядка четырех миллионов рублей в год. Поэтому говорить о дальнейшем упрощении налогообложения для данной категории налогоплательщиков пока не приходится. Вообще строительный бизнес является одним из самых высокорисковых в плане налогов после торговли. Вся эта ситуация для нас пока недостаточно прозрачна.
Но мы движемся в этом направлении. Нам кажется, на данный момент законодатель сделал все, чтобы строителям было легче. Но вот как они используют эту заботу законодателей – другой разговор.

Разблокировать счет – за сутки

Поскольку встреча проходила в Томске, то, конечно же, коснулись и работы открытого недавно в нашем городе Федерального центра реабилитации счета.

Юрий Куриленко пояснил, что региональное УФНС еще с 2016 года централизовало деятельность по работе
с налогоплательщиками в части урегулирования задолженности. Результаты этой работы с положительной стороны отметили в центральном аппарате ФНС России. Когда в постковидый период встал вопрос об упрощении жизни налогоплательщиков в части разблокирования их счетов после оплаты задолженности, то было принято решение сконцентрировать решение этой проблемы в одной точке. Так, на базе УФНС России по Томской области был создан Федеральный центр реабилитации счёта.

Еще одна актуальная тема, рассмотренная на встрече, – анонсированные в ближайшее время упрощения для клиентов при работе с ФНС в плане налоговых вычетов. Андрей Бударин рассказал, что с 1 января 2024 года в этой сфере начнет действовать новый порядок. В соответствии с ним сведения от образовательных, медицинских и ряда других организаций о затратах граждан, которые те понесли в области образования
и лечения, будут поступать в ФНС в автоматизированном виде. На основе этого сформируются заявления налогоплательщиков на налоговый вычет, которые им нужно будет лишь утвердить в Личном кабинете.

– Это существенно упрощает порядок предоставления сведений, подтверждающих понесенные расходы и право на получение вычетов налогоплательщиком, – отметил Андрей Владимирович, – но новый порядок будет действовать только там, где у организаций есть техническая возможность предоставлять в ФНС такие данные.

В общем, разговор получился плодотворным и конструктивным. Итоговые материалы стратегической сессии лягут в основу совершенствования процессов взаимодействия службы и налогоплательщиков.


Андрей Суров