ENG

В УФНС России по Ульяновской области состоялся вебинар в рамках мероприятий по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики

Дата публикации: 25.11.2021 17:38

Сегодня в УФНС России по Ульяновской области в рамках публичных обсуждений результатов правоприменительной практики налоговых органов, руководств по соблюдению обязательных требований состоялся вебинар по следующим темам: "Актуальные вопросы по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам юридических лиц", "Экономическая сущность налоговой нагрузки".

В своем выступлении начальник отдела налогообложения имущества Юлия Ромашкина рассказала, что с 2021 года для юридических лиц отменена обязанность представлять декларации по транспортному и земельному налогам, начиная с налогового периода 2020 года. Это позволило снизить административную нагрузку на участников налоговых отношений и их издержки по ежегодному представлению налоговой отчетности, а также сокращению процесса выявления недоимки по налогу.

Теперь налоговые органы направляют налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов. Сообщения составляются на основе информации, в том числе полученной от органов, осуществляющих регистрацию транспорта и земельных участков, а также заявленных организацией налоговых льготах.Так в 2021 году налоговыми органами Ульяновской области было направлено 3566 сообщений по земельному налогу. По транспортному налогу было сформировано 4424 сообщения.

В течение последних нескольких лет в порядок исчисления налога на имущество внесены значительные изменения. Прежде всего следует сказать о Федеральном законе от 02.11.2013 №307-ФЗ, благодаря которому налоговая база для объектов административно-делового и торгового назначения стала определяться, исходя из кадастровой стоимости. На территории Ульяновской области такой порядок налогообложения коммерческой недвижимости действует с налогового периода 2018 года. С 2019 года все движимое имущество (не зависимо от срока его учета в качестве основного средства) не облагается налогом.

Также проведена корректировка порядка налогообложения в целях внедрения клиентоориентированного механизма взаимодействия с налогоплательщиками путем сокращения административных издержек:
- возможность представления единой налоговой декларации в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость (до 1 марта нужно уведомить налоговый орган);
- с 2020 года отменена обязанность представления ежеквартальных расчетов по налогу на имущество организаций;
- отмена обязанности представления налоговых деклараций в отношении объектов, облагаемых налогом, исходя из кадастровой стоимости (с 2023 года.)

Таким образом, если у организации имеются только объекты, облагаемые по кадастровой стоимости, декларацию представлять будет не нужно. Примерно у 1042 из 3902 организаций будет отсутствовать обязанность по направлению налоговых деклараций по налогу на имущество.

Для обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщикам будет направляться сообщение об исчисленной сумме налога.

Также с 2023 года организациям будет направляться единая форма сообщения об исчисленных налоговым органом суммах имущественных налогов. Вводится единый срок уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество: 1 марта, 30 апреля, 31 июля, 31 октября. 

Экономической сущности налоговой нагрузки было посвящено выступление заместителя начальника отдела налогообложения юридических лиц Татьяны Терентьевой. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании и уровень налоговой нагрузки у аналогичных по отрасли предприятий.

Термин «налоговая нагрузка» обозначает долю выручки, уплаченную налогоплательщиком в бюджет. Сущность значения налоговой нагрузки в отношении конкретного налогоплательщика определена в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», который рассматривает понятие совокупной налоговой нагрузки, рассчитанной как доля уплаченных налогов с учетом налога на доходы физических лиц к сумме выручки по бухгалтерскому учету (без НДС).

Уровень налоговой нагрузки является важнейшим критерием риска совершения налогового правонарушения, который используется налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно пункта 4 Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, если налоговая нагрузка предприятия-налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то существует высокая вероятность выездных налоговых проверок.

Ссылка на видеозапись вебинара здесь.