ENG

Истребование документов и информации о налогоплательщике - распространенный способ налогового контроля

Дата публикации: 26.11.2012 14:32 (архив)

В настоящее время истребование налоговыми органами документов и информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов и иных лиц, располагающих такими документами, является одним из наиболее распространенных способов налогового контроля. Так, с начала 2012 г. ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска выставлено налогоплательщикам более 4000 требований о представлении документов (информации).
 
В Налоговом кодексе РФ истребованию документов посвящены две статьи - 93 и 93.1. Основное отличие между ними заключается в том, что в рамках ст. 93 НК РФ документы истребуются у налогоплательщика, в отношении которого проводится выездная или камеральная налоговая проверка, в то время как в рамках ст. 93.1 НК РФ документы могут быть истребованы у контрагентов проверяемого налогоплательщика и иных лиц, располагающих информацией по проверяемому налогоплательщику. Кроме того, истребование документов в рамках ст. 93.1 может проводиться и вне рамок налоговых проверок, когда у налогового органа появляется обоснованная необходимость в получении информации относительно конкретной сделки.
 
Как правило, истребование документов в соответствии со ст. 93 НК РФ не вызывает большого количества вопросов у налогоплательщиков, поскольку её механизм вполне понятен – у налогоплательщика проводится выездная или камеральная проверка, должностное лицо налогового органа в ходе указанной проверки выставляет требование, содержащее перечень истребуемых документов, налогоплательщик в течение 10 рабочих дней представляет в налоговый орган копии указанных документов.
 
Более сложным выглядит процесс истребования документов в рамках ст. 93.1 НК РФ. Как уже отмечалось выше, применяется указанная статья в случае, когда у налогового органа возникает необходимость в получении документов о проверяемом налогоплательщике у его контрагента или иных лиц. При этом лицо, у которого налоговый орган намерен истребовать документы, может состоять на учете в той же инспекции, что и проверяемый налогоплательщик, а может состоять на учете в другом налоговом органе. В первом случае налогоплательщику выставляется требование о представлении документов в порядке аналогичном ст. 93 НК РФ (разница состоит лишь в сроке представления документов, по ст. 93.1 он составляет 5 рабочих дней). Во втором случае должностные лица налогового органа, проводящего проверку, направляют поручение об истребовании документов в ту инспекцию, где стоит на учете контрагент проверяемого налогоплательщика или лицо, располагающее информацией по проверяемому налогоплательщику. На основании указанного поручения формируется требование о представлении документов, которое направляется лицу в аналогичном ст. 93 НК РФ порядке.
 
В соответствии с п. 4 ст. 93.1, п. 1 ст. 93 НК РФ требование о представлении документов вручается налогоплательщику лично (через представителя) или направляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Как правило, для вручения требования законному (уполномоченному) представителя налогоплательщика сотрудники налогового органа пытаются связаться с указанными лицами по телефону и решить вопрос о способе получения требования о представления документов. В случае, если налогоплательщик, кому адресовано требование, предоставляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в инспекцию по ТКС, требование о представлении документов также может быть направлено ему по ТКС. Если перечисленными выше способами не удается вручить требование, оно направляется по почте заказным письмом по адресу организации, содержащемуся в ЕГРЮЛ или адресу физического лица, содержащегося в ЕГРИП (ЕГРН).
 
Отправленное почтой требование считается полученным лицом по истечении шести дней с даты его направления, и в данном случае уже не имеет значения дата его фактического получения налогоплательщиком в силу прямого указания в п. 1 ст. 93 НК РФ. Это следует учитывать налогоплательщикам, которые на предложения сотрудников налогового органа явиться за требованием лично просят направить его почтой по адресу организации (физического лица). В данном случае течение 5-дневного срока, отведенного на представление документов, начнется со дня, следующего за расчетной датой получения требования (так называемое «правило шестого дня»), а не с фактической даты его получения. Например, инспекция по просьбе налогоплательщика направила почтой требование о представлении документов 01.10.2012 г. В соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение 6-дневного срока начнется с 02.10.2012 г. и требование будет считаться полученным 10.10.2012 г. Соответственно 5-дневный срок начнет течь с 11.10.2012 и закончится 17.10.2012 г. (все указанные сроки исчисляются в рабочих днях). Если налогоплательщиком документы по требованию будут представлены после 17.10.2012, то срок представления документов будет считаться пропущенным, не зависимо от того, когда фактически было получено требование.
 
При направлении требований почтой юридическим лицам возникают ситуации, когда почтовая корреспонденция не находит адресата по разным причинам (организация отсутствует по адресу регистрации постоянно или временно, должностные лица организации не являются в почтовое отделение для получения заказной корреспонденции). В результате лицо не получает требование и соответственно не представляет необходимые документы. Между тем, в данной ситуации также действует описанное выше «правило шестого дня» и требование будет считаться полученным по истечении шести дней со дня его направления. В данной ситуации учитывается то обстоятельство, что государственная регистрация общества по адресу местонахождения юридического лица влечет за собой определенные обязанности, в том числе, и обязанность по обеспечению получения корреспонденции. Отсутствие налогоплательщика по адресу государственной регистрации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц или уклонение от получения почтовой корреспонденции не снимает с него обязанности по её получению по данному адресу. В противном случае, неисполнение этой обязанности влечет для налогоплательщика определенные неблагоприятные последствия.
 
Таким образом, для избегания неблагоприятных последствий, связанных с неисполнением требований налоговых органов о представлении документов по причине их неполучения (несвоевременного получения), налогоплательщикам рекомендуется обеспечить возможность получения почтовой корреспонденции, указывать в налоговой (бухгалтерской) отчетности, иных документах, представляемых в инспекцию, актуальные номера телефона, по которым сотрудники налогового органа могут связаться с налогоплательщиком и известить о выставленном в его адрес требовании, а также взаимодействовать с налоговыми органами посредством ТКС.
   
 ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска