ENG

Скажи мне, кто твой контрагент, и я скажу кто ты!

Дата публикации: 18.02.2013 15:03 (архив)

Недобросовестные контрагенты наводят тень на самого налогоплательщика. В процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности велика вероятность встретиться с фирмой «однодневкой». Эти обстоятельства могут в итоге закончится актом о доначислении сумм налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, штрафами и пенями. 

Чтобы проверить своих контрагентов, на сайте ФНС России создан сервис «Проверь себя и контрагента». При оценке налоговых рисков также можно исследовать следующие моменты:

- отсутствие личных контактов руководства организации-поставщика и руководства организации-покупателя при обсуждении условий поставок;

- отсутствие копий документов, удостоверяющих личность руководителя организации-контрагента, либо подтверждение полномочий представителя контрагента;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении организации-поставщика, местах складских, производственных, торговых площадей;

- отсутствие рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров по бизнесу, сайта, наружной рекламы;

- отсутствие информации на сайте ФНС России.

Эти признаки свидетельствуют о высокой степени риска. Дополнительно повышают риски такие обстоятельства, как поставка крупных партий товаров без предоплаты, или гарантий оплаты, расчеты через третьих лиц.

 Налогоплательщикам, желающим снизить или полностью исключить риски необходимо:

 - исключить сомнительные сделки;

 - для снижения данных рисков подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию, для возможности своевременной корректировки налогоплательщиков при отборе для проведения выездных налоговых проверок.

Таким образом, минимизация налоговых рисков поможет субъектам предпринимательской деятельности оставаться на плаву и наращивать объем прибыли в условиях рыночной экономики.

Налоговая служба определила ряд основных и дополнительных признаков, наличие которых предполагает взаимодействие налогоплательщиков с «однодневками» и свидетельствует об осуществлении ими деятельности с высоком налоговом риском.

Признаки ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Название признака

Предполагаемые действия по исключению налогового риска

Основные признаки контактов с «однодневками»

Отсутствие личных контактов с контрагентами

Предполагается, что руководитель (иное уполномоченное лицо) компании-поставщика будет иметь личные контакты с руководителем (иным уполномоченным лицом) компании-покупателя при обсуждении условий поставок и при подписании договоров.

Отсутствие документов, подтверждающих личность и полномочия руководителя компании-контрагента

Предполагается, что налогоплательщик должен удостовериться в личности руководителя контрагента, получив копию документа, удостоверяющего его личность, и проверить его полномочия (не сказано, каким образом и какие документы это подтвердят).

Отсутствие документов, подтверждающих личность и полномочия представителя компании-контрагента

Предполагается, что налогоплательщик должен удостовериться в личности представителя контрагента, получив копию документа, удостоверяющего его личность, и проверить его полномочия, получив от него соответствующую доверенность.

Отсутствие данных о местонахождении контрагента и его производственных (торговых) площадей

Предполагается, что налогоплательщик должен собрать информацию о месторасположении контрагента и его помещений (складов, торговых помещений и т.д.).

Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте

Предполагается, что налогоплательщик будет собирать и хранить для налоговых органов документы, подтверждающие, откуда он узнал о контрагенте (рекламные объявления в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.п.).

Отсутствие информации о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ

Предполагается, что налогоплательщик проверяет факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, в частности общедоступным образом на сайте ФНС России.

Дополнительные признаки контактов с «однодневками»

«Сомнительный» контрагент выступает в роли посредника

Предполагается, что посредники специально вводятся в цепочку взаимоотношений между поставщиком и покупателем для получения необоснованной налоговой выгоды.

Договоры с контрагентом содержат нехарактерные для обычной деловой практики условия

Предполагается, что нехарактерные условия договора, такие как: длительные отсрочки платежа, крупные поставки без предоплаты или гарантий, использование в расчетах векселей, расчеты через третьих лиц, несопоставимые с последствиями нарушения договора штрафными санкциями и т.п., заведомо свидетельствуют об их нереальности.

Не очевидно наличие реальной возможности у контрагента произвести исполнение по договору

Предполагается, что перед заключением договора налогоплательщик проверит возможность его исполнения, например, затребует у контрагента копии документов, подтверждающих наличие у него производственных мощностей, имущества и квалифицированных кадров, наличие лицензий и т.п. Кроме того, налогоплательщику следует обратить внимание на пространственно-временной фактор, т.е. на возможность реального исполнения договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара (выполнение работ, оказание услуг).

Закупка товаров, традиционно производимых и заготовляемых физическими лицами, через посредников

Предполагается необоснованным приобретение через посредников таких товаров, как сельхозпродукция, вторсырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.

Накопление задолженности за поставленные товары (работы, услуги) без осуществления действий по ее взысканию при продолжении поставок

Предполагается, что рост задолженности искусственен, т.е. деятельность не направлена на передачу реальных денег, а поставки осуществляются только на бумаге с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Выпуск, купля-продажа «сомнительных» векселей, а также получение или выдача займов без обеспечения

Предполагается, что сделки по продаже собственных векселей контрагентам или покупке у них векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, срок погашения которых больше трех лет, не имеют деловой цели и направлены исключительно на снижение налогового бремени. То же самое касается и иных долговых обязательств (включая займы), где отсутствуют условия о процентах.

Существенная доля расходов по сделкам с «проблемными» контрагентами в общей сумме расходов

Предполагается, что большой процент «серых» и «черных» фирм в числе контрагентов налогоплательщика свидетельствует о его недобросовестности, т.е. отсутствуют как экономическая обоснованность таких сделок, так и положительный экономический эффект от их осуществления.

 

 
 
ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска