ENG

Жалоба может быть оставлена без рассмотрения

Дата публикации: 10.12.2013 11:32 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Вопрос о праве налогового органа оставлять жалобу (апелляционную жалобу) налогоплательщика без рассмотрения был спорным. Большинство арбитражных судов приходило к выводу, что такого права вышестоящий орган не имеет, поскольку Налоговый кодекс РФ устанавливает закрытый перечень решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2013 NА40-97731/12-140-697, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2012 NА46-12641/2011, ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2011 NА56-49110/2010 и др.). При этом, были и противоположные решения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2009 NА51-2623/2009 и от 24.12.2009 NА51-2620/2009).
 
Со вступлением в законную силу Федерального закона от 02.07.2013г N153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» данный вопрос полностью урегулирован.

С 03.08.2013 вышестоящему налоговому органу предоставлено право оставлять жалобы (апелляционные жалобы) налогоплательщиков без рассмотрения полностью или в части. Статьей 139.3 НК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований оставления жалоб без рассмотрения.
 
Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Что касается непосредственно порядка действий налогового органа, то он должен принять решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения при наличии соответствующих оснований в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. Затем в течение трех дней уведомить налогоплательщика в письменной форме о принятом решении (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).
 
Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 139.3 НК РФ.
 
 
Отдел досудебного урегулирования налоговых споров
УФНС России по Ульяновской области