ENG

Решаем налоговые споры по-современному

Дата публикации: 07.05.2014 14:18 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Каждый налогоплательщик знает, что выездная или камеральная проверка чаще всего заканчиваются начислением налогов, пени и штрафов.
 
Но не всегда налогоплательщики соглашаются с указанными доначислениями, а потому вынуждены отстаивать свою позицию.
 
С 1 января 2009 года в законную силу вступила норма Налогового кодекса (п. 5 ст. 101.2 Кожекса), предусматривающая обязательный порядок досудебного обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
 
С 1 января 2014 года обязательный претензионный порядок обжалования распространился на все акты налоговых органов ненормативного характера, а также на действия или бездействие их должностных лиц.
 
Иными словами, теперь до обращения за защитой своих прав в суд налогоплательщики обязаны попытаться урегулировать спор внутри налоговой системы (абз. 1 п. 2 ст. 138 Кодекса).
 
Жалобой в соответствии со статьей 138 Кодекса признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
 
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
 
Сроки подачи жалоб:
 
В соответствии со статьей 139 Кодекса жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
 
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
 
Согласно статье 139.1 Кодекса апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган.
 
Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
 
Сроки рассмотрения жалоб:
 
В соответствии с п.6 ст.140 Кодекса решение по жалобе (апелляционной жалобе) принимается в течении 1 месяца со дня ее получения. Данный срок может быть продлен не более чем на 1 месяц.
 
Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом пункта 6 статьи 140 Кодекса, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
 
Процедура досудебного урегулирования налоговых споров дает возможность налогоплательщику сократить потраченные на отстаивание своей позиции время и деньги, ведь порядок разрешения споров в суде, как правило, достаточно дорог, весьма продолжителен и состоит из множества процессуальных процедур, требующих затрат на привлечение квалифицированных специалистов. При подаче жалобы в налоговый орган отсутствует необходимость уплаты госпошлины.
 
Процедура досудебного урегулирования споров имеет еще ряд преимуществ, а именно:
 
во-первых, подача апелляционной жалобы приостанавливает исполнение решений о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом;
во-вторых, срок для рассмотрения жалоб налогоплательщиков установлен от 1 месяца до двух месяцев, что значительно меньше срока рассмотрения жалоб налогоплательщиков в судебном порядке;
в-третьих, при вынесении решения налогоплательщик имеет возможность учесть позицию налоговых органов при обращении в судебные инстанции и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде.


Отдел по досудебному урегулированию налоговых споров
УФНС России по Ульяновской области