ENG

Судебные споры с участием налоговых органов города Москвы

Дата публикации: 26.03.2018 17:01

Верховный Суд Российской Федерации определением от 24.11.2017г. №305-КГ17-10748, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России №28 по г.Москве (далее – Инспекция, налоговый орган), отменил принятые в пользу Акционерного общества «Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана» (далее – Общество, налогоплательщик) судебные акты первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу №А40-153892/2016 по заявлению о признании недействительными решений, принятых по итогам камеральных налоговых проверок, проведенных в отношении уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2013 и 2014 годы.

Общая сумма требований по спору составляет 14 086 341 руб.

Как следует из материалов дела, основанием для принятия указанных решений послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом пониженной ставки земельного налога, предусмотренной абзацем 5 пп.1 п.1 ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении земельных участков, принадлежащих Обществу на праве собственности.

Признавая недействительными оспариваемые решения Инспекции, суды исходили из того, что спорные земельные участки являются собственностью государства и используются Обществом для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, а, следовательно, налогоплательщик правомерно применил пониженную ставку земельного налога. Указанные выводы сделаны судом на том основании, что спорные земельные участки являются частью имущества, переданного обществу в порядке приватизации совместно с расположенным на них имуществом, которое участвует в производственной деятельности в области обороны и безопасности, в том числе по выполнению государственных оборонных заказов. Общество включено в Перечень стратегических предприятий, а обстоятельства, связанные с приватизацией ФГУП «Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана» путем преобразования в акционерное Общество, свидетельствуют о том, что фактическим собственником общества является Российская Федерация.

Вместе с тем, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, указанный вывод судов нельзя признать правомерным в связи с тем, что он сделан без учета положений пп.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым основанием для признания нахождения земельных участков в статусе ограниченных в обороте является принадлежность земельных участков к государственной или муниципальной собственности, а не к частной собственности.

Поскольку спорные земельные участки принадлежат обществу на праве собственности, то такие участки не являются ограниченными в обороте, соответственно, не выполнена совокупность условий, предусмотренных пп.1 п.1 ст.394 НК РФ для применения пониженной ставки земельного налога, а то обстоятельство, что Общество было создано в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, не может служить основанием для вывода о нахождении спорных земельных участков в собственности Российской Федерации.