ENG

Растущий налоговый долг — прямой путь к банкротству

77 город Москва

Дата публикации: 26.10.2016

Издание: Главная книга
Тема: Банкротство
Источник:  http://glavkniga.ru/elver/2016/18/2474-rastuschij_nalogovij_dolg_prjamoj_puti_bankrotstvu.html

Если организация или гражданин вовремя не платят налоги и задолжали бюджету крупную сумму, налоговая инспекция может подать в суд заявление о признании их банкротом. О том, как налоговые органы инициируют дела о банкротстве злостных неплательщиков и участвуют в процедуре банкротства, а также о том, как лучше поступить должнику, если быстро погасить налоговый долг не получается, рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве Д.Ю. Стрелецкий.

Дмитрий Юрьевич, когда налоговые органы выступают инициаторами банкротства организаций и граждан?

Д.Ю. Стрелецкий: Налоговые органы обязаны инициировать процедуру банкротства организации, если она в течение 3 месяцев не погасила задолженность по обязательным платежам в размере более 300 000 рублей. Для физических лиц, в том числе предпринимателей, этот порог выше: для возбуждения процедуры банкротства налоговая задолженность должна быть более 500 000 рублей.

Может ли быть основанием для банкротства неуплата организацией или предпринимателем налогов в качестве налогового агента, в частности, по НДФЛ?

Д.Ю. Стрелецкий: Да, Закон о банкротстве это позволяет. Кроме того, Верховный суд недавно разъяснил, что ФНС вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет удержанные при выплате заработной платы суммы налога.

Учитываются ли при определении суммы задолженности, достаточной для начала процедуры банкротства, штрафы и пени?

Д.Ю. Стрелецкий: Нет, учитывается только основной долг, без пеней и штрафов. Более того, дело о банкротстве может быть возбуждено, только если требования налогового органа подтверждены вступившим в законную силу решением суда или решением о взыскании задолженности за счет имущества должника. То есть просто наличия не погашенной в течение 3 месяцев крупной задолженности по налогам недостаточно. Сначала необходимо применить весь комплекс мер взыскания этой задолженности, в том числе принять решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика. И только если оно оказалось не исполнено в течение 30 дней, инспекция может подавать в суд заявление о признании должника банкротом.

Взаимодействуют ли при этом налоговые органы с другими кредиторами, в частности с ПФР, ФСС?

Д.Ю. Стрелецкий: Налоговый орган является уполномоченным органом в делах о банкротстве. Поэтому при инициировании процедуры банкротства, а также в ходе этой процедуры он консолидирует всю задолженность налогоплательщика перед государственными внебюджетными фондами и перед федеральными органами исполнительной власти. Порог в 300 тысяч рублей, достаточный для банкротства организации, определяется по ее совокупной задолженности: по налогам, страховым взносам и другим обязательным платежам.

Если инспекция выступает инициатором процедуры банкротства организации по налоговой задолженности, одновременно с подачей заявления в суд она уведомляет об этом государственные внебюджетные фонды и федеральные ведомства и запрашивает у них информацию о задолженности этой организации. А потом направляет полученные данные в суд для включения объединенной задолженности в реестр требований кредиторов.

При инициировании банкротства граждан такой обязанности у налогового органа нет. Так что фонды и органы власти обычно сами отслеживают сведения о том, что в отношении гражданина-должника введена процедура банкротства. Узнав об этом, они направляют документы о наличии задолженности в налоговые органы для того, чтобы затем включить ее в общий реестр требований и предъявить должнику.

Есть ли какие-то особенности в процедуре банкротства в случае, когда его инициатором или кредитором выступают налоговые органы?

Д.Ю. Стрелецкий: Налоговые органы в делах о банкротстве представляют интересы Российской Федерации. Отличие от обычных кредиторов в том, что реализовать свое право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом инспекция может не ранее чем через 30 дней с даты, когда она приняла решение о взыскании налоговой задолженности за счет его имущества.

В остальном налоговые органы обладают статусом кредиторов: на общих правах участвуют в собраниях кредиторов, так же определяют судьбу самого должника и его имущества. Абсолютно любой кредитор, будь то налоговый орган, коммерческая организация или физическое лицо, может контролировать деятельность арбитражных или финансовых управляющих и обжаловать их недобросовестные действия или бездействие.

Сколько случаев банкротства инициировано московскими налоговыми органами в последнее время? Сколько дел заведено в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и обычных граждан?

Д.Ю. Стрелецкий: В прошлом, 2015 г. налоговые органы Москвы направили в суд около 1300 заявлений о банкротстве юридических лиц и шесть заявлений в отношении граждан. Но на практике далеко не во всех случаях суд вводит процедуру банкротства. Ведь для этого необходимо доказать наличие у должника имущества, достаточного для погашения судебных расходов и хотя бы частичного удовлетворения требований кредиторов.

В 2015 г. в Постановление Правительства об обеспечении интересов РФ в делах о банкротстве были внесены изменения. И сейчас налоговые органы могут отложить подачу заявления о банкротстве на срок до полутора лет, если нет документально подтвержденной информации об имуществе должника, за счет которого можно покрыть расходы по делу о банкротстве. Теперь в таких ситуациях мы обычно откладываем инициирование банкротства: с начала 2016 г. столичные налоговые органы инициировали всего 44 дела о банкротстве. Из них 34 дела — в отношении организаций, 10 — в отношении граждан.

Предлагают ли налоговые органы до начала процедуры банкротства какие-то способы реструктуризации задолженности, постепенного ее погашения?

Д.Ю. Стрелецкий: В налоговых органах Москвы образована комиссия по урегулированию задолженности. На нее мы приглашаем налогоплательщиков, накопивших значительную задолженность. В ходе заседания комиссии мы разбираем сложившиеся ситуации индивидуально с каждым должником и предлагаем пути решения возникших проблем.

Например, можем предложить организации обратиться к своим учредителям для принятия комплекса мер по предупреждению банкротства. Или предложить подать в налоговый орган заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки уплаты налогов. Ведь предоставить рассрочку или отсрочку уплаты налогов инспекция может только по заявлению заинтересованного лица.

Участвует ли налоговая инспекция вместе с другими кредиторами в выдвижении и обсуждении предложений по финансовому оздоровлению должника, когда дело о банкротстве уже начато?

Д.Ю. Стрелецкий: Все процедуры, которые применяются в деле о банкротстве, четко регламентированы. При банкротстве действующей организации сначала проводится процедура наблюдения. В ходе этой процедуры временный управляющий обязан провести анализ финансового состояния должника. Кредиторы (включая представителей ФНС) на собрании кредиторов принимают решение о применении дальнейшей процедуры: финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства.

В отношении гражданина процедура наблюдения при банкротстве не проводится. Но и сам гражданин, и любой кредитор, в том числе и налоговый орган, вправе разработать план реструктуризации долгов, который может быть одобрен собранием кредиторов, а затем утвержден арбитражным судом.

Часто ли на практике удается сохранить производственную деятельность организации, не доводя до распродажи имущества?

Д.Ю. Стрелецкий: Если предприятие планирует продолжать свою хозяйственную или производственную деятельность, оно предпримет все меры для погашения накопившейся задолженности. Так, с начала этого года в процедурах банкротства московские должники погасили 2,4 млрд руб. налоговой задолженности. Кроме того, должники заключили с кредиторами 23 мировых соглашения о рассрочке или отсрочке погашения требований.

Но в большинстве случаев банкротство оканчивается все-таки ликвидацией должника. Ведь обычно это организации, которые уже длительное время не ведут какой-либо деятельности.

Гражданин, накопивший большую задолженность, должен сам инициировать процедуру своего банкротства, если уплата долга одному из кредиторов приведет к невозможности расплатиться с другими. Что ему грозит, если он этого не сделает?

Д.Ю. Стрелецкий: Если налоговый орган установил признаки банкротства физического лица, он направляет ему письмо с напоминанием о необходимости исполнить предусмотренные Законом о банкротстве обязанности и предупреждает о последствиях их неисполнения.

За неподачу заявления о своем банкротстве должник может получить штраф от 1000 до 3000 рублей. А при повторном таком нарушении — уже от 3000 до 5000 рублей.

Также необращение должника с заявлением о банкротстве может привести к тому, что после завершения процедуры банкротства он не будет освобожден от исполнения своих обязательств.

А если заявление о банкротстве не подала организация, которая была обязана это сделать?

Д.Ю. Стрелецкий: За неподачу заявления о банкротстве организации-должника ее руководитель может быть оштрафован на 5000—10 000 рублей. А по результатам процедуры банкротства его могут привлечь и к субсидиарной ответственности по долгам предприятия. За повторное правонарушение ему грозит дисквалификация.

До конца 2015 г. налоговые органы информировали о таких нарушениях органы прокуратуры. А органы прокуратуры, в свою очередь, составляли протоколы и направляли их в суд. С начала этого года функции по составлению протоколов и рассмотрению таких дел переданы Федеральной налоговой службе.

В первом полугодии московские налоговые органы вынесли 228 постановлений о наложении штрафов на руководителей организаций и на физических лиц. Причем гражданам мы сначала в обязательном порядке предлагаем самостоятельно обратиться в суд с заявлением о банкротстве и сообщаем, что тогда они будут освобождены от штрафа.

Что бы вы посоветовали должнику, имеющему серьезную задолженность по налогам, если он не может погасить ее в ближайшее время?

Д.Ю. Стрелецкий: Лучше самостоятельно обратиться в суд с заявлением о своем банкротстве. Избегать банкротства не стоит, поскольку наказание за неподачу заявления не заставит себя долго ждать.

Удается ли при банкротстве получить в бюджет всю задолженность должника по налогам или хотя бы значительную ее долю?

Д.Ю. Стрелецкий: Ни для кого не секрет, что к началу процедуры банкротства у должника, как правило, уже нет какого-нибудь ликвидного имущества. Так что для повышения эффективности взыскания в ходе банкротства налоговые органы используют различные механизмы.

Например, мы оспариваем требования недобросовестных кредиторов, которые основаны на недостоверных документах или несуществующих сделках. Это увеличивает долю налогового органа при распределении конкурсной массы.

Также налоговые органы анализируют сделки должника, совершенные в преддверии банкротства, на предмет их сомнительности и возможности их оспаривания. Если такие сделки удается успешно оспорить, имущество возвращается в конкурсную массу.

Кроме того, налоговые органы активно ведут работу по привлечению недобросовестных руководителей должников к субсидиарной ответственности, а также к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. К субсидиарной ответственности одновременно с руководителем должника могут быть привлечены и контролирующие должника лица, то есть те, кто имел право давать должнику обязательные для исполнения указания или мог определять его действия.

Однако и с такими мерами всю задолженность в бюджет погасить не всегда возможно.

Будут ли начисляться пени и штрафы по текущим налоговым платежам, если организации или предприниматели, находящиеся в стадии банкротства, не уплачивают их вовремя?

Д.Ю. Стрелецкий: На текущую задолженность должников, находящихся в процедурах банкротства, пени и штрафы начисляются в обычном порядке. Никаких ограничений Закон о банкротстве не предусматривает.

Если жилье у гражданина единственное (и не приобретено по ипотеке, по которой как раз образовалась задолженность), при банкротстве его нельзя включить в конкурсную массу и реализовать для погашения требований кредиторов.

Можно ли включить в конкурсную массу и реализовать долю должника в жилом помещении, если это жилье для него не единственное, но оно единственное для его родственника, являющегося совладельцем (например, у должника одна квартира в общей собственности с супругом, вторая — с ребенком)?

Д.Ю. Стрелецкий: Действительно, единственное пригодное для проживания жилье, в котором проживают должник и члены его семьи, не может быть включено в конкурсную массу. Но если должник — совладелец двух квартир, доля во второй квартире может быть включена в конкурсную массу и впоследствии реализована.

Судебная практика по таким делам только начала формироваться. Для того чтобы права несовершеннолетних родственников должника не нарушались, арбитражный суд привлекает к участию в рассмотрении дела о банкротстве гражданина орган опеки и попечительства.