ENG

Контрольно-надзорная деятельность

Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в порядке, установленном положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2022 № 272 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей» .

Приказ Минфина России от 01.03.2022 № 27н «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей»
Приказ Минфина России от 01.03.2022 № 81 «Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей»

Типы объектов контроля

Перейти «Единый реестр видов контроля»

Деятельность и действия:

  • Деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, по осуществлению расчетов в Российской Федерации;
  • Деятельность операторов фискальных данных;
  • Деятельность экспертных организаций;
  • Деятельность изготовителей.

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы вправе запросить необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Приказ Минфина России от 08.09.2021 № ЕД-7-20/798@ «Об утверждении порядка ведения кабинета контрольно-кассовой техники»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 году федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки осуществляется налоговыми органами в исключительных случаях по решению руководителя, заместителей руководителя ФНС России.

Соблюдение обязательных требований по консультированию с сфере применения  ККТ

Консультирование контролируемых лиц и их представителей (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) осуществляется должностным лицом контрольного (надзорного) органа в порядке, установленном статьей 50Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Консультирование осуществляется должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

 Консультирование по телефону проводится в следующем порядке:

  1. Перед началом консультирования контролируемое лицо оповещается о проведении записей консультирования;
  2. Контролируемое лицо задает необходимые вопросы должностному лицу контрольного (надзорного) органа;
  3. Должностное лицо дает разъяснения по вопросам, заданным контролируемым лицом.

В случае если вопрос контролируемого лица не относится к компетенции контрольного (надзорного) органа, должностным лицом контрольного (надзорного) органа даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти.

Личный прием проводится руководителем или заместителями руководителя контрольного (надзорного) органа, руководителем или заместителями руководителя территориального контрольного (надзорного) органа в следующем порядке:

  1. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет»;
  2. Контролируемое лицо записывается любым доступным способом на прием;
  3. В назначенную дату контролируемое лицо или его представитель приходит на личный прием и предъявляет документы, удостоверяющие его личность, или документ, подтверждающий полномочия представителя;
  4. Личный прием осуществляется в порядке очередности;
  5. Контролируемое лицо задает необходимые вопросы должностному лицу контрольного (надзорного) органа;
  6. Должностное лицо дает разъяснения по вопросам, заданным контролируемым лицом;
  7. В случае если вопрос контролируемого лица не относится к компетенции контрольного (надзорного) органа, должностным лицом контрольного (надзорного) органа даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти.

В ходе личного приема контролируемому лицу может быть отказано в дальнейшем консультировании, если ранее такому лицу был дан ответ по существу поставленных вопросов. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.

Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора), в том числе:

  • профилактики рисков нарушения обязательных требований;
  • соблюдения обязательных требований; порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора);
  • порядка обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа;
  • иных вопросов, касающихся осуществления федерального государственного контроля (надзора).

Консультирование осуществляется без взимания платы. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» письменного разъяснения по изложенным в обращениях вопросам.

Правовые и организационные основы национальной платежной системы, порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определение требований к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (статья 14).

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определен Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Требования к кассовому чеку определены статьей 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ и Приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».

Порядок обжалования решения контрольного (надзорного) органа

Правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Жалоба на решение территориального органа Федеральной налоговой службы, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федеральной налоговой службы либо вышестоящим органом Федеральной налоговой службы (в порядке подчиненности).

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной налоговой службы рассматривается вышестоящим органом Федеральной налоговой службы (в порядке подчиненности).

Жалоба на решение Федеральной налоговой службы, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем Федеральной налоговой службы.

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.