ENG

Контрольно-аналитическая работа в рамках национальных проектов

Дата публикации: 15.08.2022 08:58

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года») утверждены национальные проекты по 13 соответствующим направлениям.

По поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина в структуре ФНС России создана Межрегиональная ИФНС России по централизованной обработке данных (ЦОД) №4, на которую возложен контроль за правильностью исчисления налогоплательщиками, участвующими в реализации национальных проектов, налогов, сборов и страховых взносов, полнотой и своевременностью их уплаты в бюджетную систему РФ.

По заданию ФНС России налоговыми органами проводится контрольно-аналитическая работа в отношении субъектов предпринимательской деятельности, задействованных в реализации нацпроектов, устанавливается информация о поставщиках и субподрядчиках по всей цепочке кооперации, привлеченных и планируемых к привлечению в рамках реализации национальных проектов. Также проводится работа по выявлению и пресечению рисков, которые могут свидетельствовать о применении налогоплательщиками и привлеченными контрагентами схем незаконной минимизации налоговых обязательств.

Федеральная налоговая служба предоставляет для добросовестных налогоплательщиков инструмент для саморегулирования налоговой дисциплины и добросовестного ценообразования, который подразумевает под собой право налогоплательщиков на предоставление в налоговые органы согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (далее – Согласие).

При этом на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации сведения, полученные налоговым органом, становятся общедоступными с согласия их обладателя – налогоплательщика.

Для целей мониторинга, анализа и контроля за реализацией национальных проектов необходимо представление Согласия в отношении не всей информации о налогоплательщике, имеющейся у налоговых органов, а исключительно информации об имеющихся у налогоплательщика несформированном источнике для принятия к вычету сумм НДС.

Согласие предоставляется по выбору налогоплательщика по форме, формату и в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» в порядке, определяемом письмом ФНС России от 09.10.2018 №ЕД-4-2/19656 (кейс TG).

После получения такого Согласия налоговые органы получают право на основании данных ПК «АСК НДС-2» проводить анализ книг покупок и продаж и направлять информационные письма о наличии несформированного источника для принятия к вычету НДС по операциям с участием налогоплательщика, давшего такое Согласие.

Согласие налогоплательщиков на общедоступность сведений, составляющих налоговую тайну, обеспечивает возможность информирования покупателя не только о наличии признаков разрыва с его прямым продавцом, но и о наличии таких признаков в цепочке поставщиков последующих звеньев.

Представление Согласия как налогоплательщиками, так и их контрагентами и дальнейшее взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками по информированию о наличии несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС, дает возможность для самостоятельной оперативной оценки налогоплательщиком своих налоговых рисков и корректировки им налоговых обязательств до момента формирования налоговым органом документов о налоговом правонарушении.

При этом налогоплательщик, корректирующий принимаемую к вычету сумму НДС, по которой не сформирован источник для принятия к вычету, не имеет негативных финансовых последствий, связанных с неприменением налоговой выгоды в виде вычета по НДС, в силу того, что сумма, соответствующая размеру уплаченного им в бюджет НДС и пени будет удерживаться им у контрагента-налогоплательщика, по операциям с которым формируется налоговый разрыв. Указанный метод обеспечивается за счет включения в гражданско-правовые договоры с контрагентами «налоговой оговорки», включающей в себя заверение об обстоятельствах и механизм возмещения потерь от наступления определенных в договоре обстоятельств (статьи 431.2 и 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Данный инструмент направлен на обеспечение оперативного получения сведений из ПК «АСК НДС-2», ускорение процесса проверки контрагентов и способствованию формированию надежной системы внутреннего контроля и профилактики налоговых правонарушений с целью минимизации налоговых рисков и недопущению налогового демпинга при формировании цены на товары (работы/услуги) как инструмента недобросовестной конкуренции.

В соответствии с письмом ФНС России от 12.12.2019 №ЕД-4-2/25672@ переданные налогоплательщиками в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и (или) налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.