ENG

Организация может учесть расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль

Дата публикации: 01.04.2013 09:53 (архив)

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекса) для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются, в частности, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 264 Кодекса предусмотрен перечень расходов, которые может учесть организация как расходы на рекламу в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, в частности:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон №38-ФЗ) реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под понятием "неопределенный круг лиц" подразумеваются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Из положений данной статьи следует, что основными признаками рекламы являются ее направленность на неопределенный круг лиц, и привлечение внимания к объекту рекламирования.

Исходя из вышеизложенного полагаем, что если организация проводит рекламную акцию (в данном случае промо-акция «Подарок за покупку»), организованную с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованную неопределенному кругу лиц, в ходе, которой осуществляется выдача покупателям продукции при совершении покупки в определенном объеме (перечень лиц, которым раздаются товары, заранее не определен), то организация вправе учесть расходы на передачу этой части товара в рамках норм пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса.

При этом следует иметь в виду, что расходы, связанные с выдачей подарков при проведении рекламной акции прямо не поименованы абзацами 2 - 4 пункта 4 статьи 264 Кодекса, поэтому указанные расходы, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса, при соблюдении требований пункта 1 статьи 252 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 Кодекса убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С учетом вышеизложенного, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов на рекламу, при наличии подтверждающих документов.

Такими документами могут служить, например, договор на оказание услуги, акты оказанных услуг по проведению промо-акций, акты приема-передачи согласованного ассортимента продукции, график проведения промо-акций, отчеты по проведению промо-акций (с указанием ассортимента продукции, количества) и другие документы. Целесообразно рассмотреть возможность подготовки внутреннего нормативного документа, обосновывающего проведение данной акции, с распоряжением руководителя о ее проведении.